Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних

Памятка для учителей и классных руководителей "Как уберечь ребёнка от суицида"

Памятка для учителей и классных руководителей
                                                                         "Как уберечь ребёнка от суицида".
 
Что в поведении подростка  должно насторожить учителя:
 
Резкое снижение успеваемости, проявление безразличия к учебе и оценкам.
 
У подростка длительное время подавленное настроение, пониженный эмоциональный фон, раздражительность.
 
Резкое изменение поведения. Например, подросток стал неряшливым, не хочет разговаривать с близкими ему людьми, начал раздаривать дорогие ему вещи, теряет интерес к тому, чем раньше любил заниматься, отдаляется от друзей.
 
Наличие примера суицида в ближайшем окружении, а также среди значимых взрослых или сверстников.
 
Ребенок прямо или косвенно говорит о желании умереть или убить себя или о нежелании продолжать жизнь. Разговоры о нежелании жить – попытка привлечь внимание взрослого к себе и своим проблемам. Бытует миф, что если человек говорит об этом,  то значит,этого не сделает. Однако это не так! Отчаявшийся подросток, на которого не обращают внимания, вполне может довести свое намерение до конца.
 
Рискованное поведение, в котором высока вероятность причинения вреда своей жизни и здоровью.
 
 
Опасные ситуации, на которые надо обратить особое внимание:
 
Отвержение сверстников, травля (в том числе в социальных сетях).
 
Ссора или острый конфликт со значимыми взрослыми.
 
Несчастная любовь или разрыв романтических отношений.
 
Объективно тяжелая жизненная ситуация (потеря близкого человека, резкое общественное отвержение, тяжелое заболевание).
 
Личная неудача подростка на фоне высокой значимости и ценности социального успеха.
 
Резкое изменение социального окружения (например, в результате смены места жительства).
 
Нестабильная семейная ситуация (развод родителей, конфликты, ситуации насилия).
 
 
Что делать учителю,  если он обнаружил опасность?
 
Если вы увидели хоть один из перечисленных признаков – это уже достаточный повод для того, чтобы уделить внимание ученику и поговорить с ним. Спросите, можете ли вы ему помочь и как, с его точки зрения, это сделать лучше. Не игнорируйте ситуацию. Не проходите мимо!
 
Обратитесь к школьному психологу или к другим специалистам за помощью.
 
Если вы классный руководитель, свяжитесь с родителями ребенка и поделитесь своими наблюдениями.
 
 
Что может сделать учитель, чтобы не допустить попыток суицида?
 
Сохранять контакт с подростком. Для этого следует помнить, что авторитарный стиль взаимодействия для подростков неэффективен и даже опасен. Чрезмерные запреты, ограничения свободы и наказания могут спровоцировать у подростка ответную агрессию или аутоагрессию (то есть, агрессию, обращенную на себя). В подростковом возрасте предпочтительной формой взаимодействия является заключение договоренностей. Если ограничение необходимо, не стоит жалеть времени на объяснение его целесообразности.
 
Способствовать созданию дружеской поддерживающей атмосферы в классе, ориентировать учеников на совместную деятельность и сотрудничество.
 
Обращать внимание на ситуации, когда один или несколько учеников становятся объектами нападок со стороны других. Поговорите с участниками конфликтов таким образом, чтобы был услышан каждый, оставайтесь нейтральным, не занимая сторону кого-либо из участников конфликта.
 
Если вы классный руководитель, инициируйте работу школьного психолога с классом. Если в школе есть действующая «Школьная служба примирения» - передайте им эту ситуацию для ее разрешения.
 
Классный час используйте как место и время поговорить о перспективах в жизни и будущем. У подростков еще только формируется картина будущего, они видят или совсем отдаленное будущее, либо текущий момент. Узнайте, что хотят ученики, как намерены добиваться поставленных целей, помогите им составить план конкретных (и реалистичных) действий. Важно поддерживать диалог с подростками, оставлять возможность контакта, чтобы при необходимости ученик мог обратиться к вам в трудной жизненной ситуации.
 
Дать понять ученику, что опыт ошибок и неудач -  такой же важный опыт, как и достижение успеха. Используйте ошибки ученика как зону его роста. Обучение на ошибках является одним из способов развития личности. Помните о том, что есть оценки, а есть то, что шире – личность ученика. Помогите ученикам найти сферы, где они успешны, независимо от оценок.
 
Понять, что стоит за внешней грубостью подростка.Возможно, подросток отстаивает свои ценности, а не стремится войти в конфликт и обесценить вас.
 
Вовремя обратиться к специалисту, если вы понимаете, что у вас по каким-то причинам не получается сохранить контакт с учеником или классом.
свернуть

Инструкция о порядке действий работников учреждений образования, здравоохранения и сотрудников органов внутренних дел при выявлении факторов риска суицидальных действий у несовершеннолетних

Инструкция о порядке действий работников учреждений образования, здравоохранения и сотрудников органов внутренних дел при выявлении факторов риска суицидальных действий у несовершеннолетних

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

15 января 2019 г. № 7/5/13

Об утверждении Инструкции о порядке действий работников учреждений образования, здравоохранения и сотрудников органов внутренних дел при выявлении факторов риска суицидальных действий у несовершеннолетних

Изменения и дополнения:

Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь, Министерства образования Республики Беларусь и Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 28 октября 2022 г. № 104/402/272 (зарегистрировано в Национальном реестре - № 8/39504 от 09.02.2023 г.) <W22339504>

 

На основании подпункта 8.863 пункта 8, подпункта 9.1 пункта 9 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 октября 2011 г. № 1446, подпункта 4.6 пункта 4 Положения о Министерстве образования Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 августа 2011 г. № 1049, подпункта 9.4 пункта 9 Положения о Министерстве внутренних дел Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 4 декабря 2007 г. № 611, Министерство здравоохранения Республики Беларусь, Министерство образования Республики Беларусь и Министерство внутренних дел Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЮТ:

  1. Утвердить Инструкцию о порядке действий работников учреждений образования, здравоохранения и сотрудников органов внутренних дел при выявлении факторов риска суицидальных действий у несовершеннолетних (прилагается).
  2. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.

 

Министр здравоохранения Республики Беларусь

В.А.Малашко

Министр образования Республики Беларусь

И.В.Карпенко

Министр внутренних дел Республики Беларусь

И.А.Шуневич

 

СОГЛАСОВАНО

Министр обороны Республики Беларусь генерал-лейтенант

А.А.Равков

11.04.2018

СОГЛАСОВАНО

Председатель Минского городского исполнительного комитета

А.В.Шорец

12.04.2018

 

 

СОГЛАСОВАНО

Председатель Брестского областного исполнительного комитета

А.В.Лис

14.04.2018 

СОГЛАСОВАНО

Председатель Витебского областного исполнительного комитета

Н.Н.Шерстнев

10.04.2018

 

 

СОГЛАСОВАНО

Председатель Гомельского областного исполнительного комитета

В.А.Дворник

13.04.2018 

СОГЛАСОВАНО

Председатель Гродненского областного исполнительного комитета

В.В.Кравцов

11.04.2018

 

 

СОГЛАСОВАНО

Председатель Минского областного исполнительного комитета

А.М.Исаченко

12.04.2018 

СОГЛАСОВАНО

Председатель Могилевского областного исполнительного комитета

В.В.Доманевский

10.04.2018 

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Постановление

Министерства здравоохранения Республики Беларусь, Министерства образования Республики Беларусь и Министерства внутренних дел Республики Беларусь 15.01.2019 № 7/5/13

ИНСТРУКЦИЯ о порядке действий работников учреждений образования, здравоохранения и сотрудников органов внутренних дел при выявлении факторов риска суицидальных действий у несовершеннолетних

 

  1. Настоящая Инструкция определяет порядок действий работников учреждений образования, здравоохранения и сотрудников органов внутренних дел при выявлении факторов риска суицидальных действий у несовершеннолетних.
  2. Для целей настоящей Инструкции используются основные термины и их определения в значениях, установленных Кодексом Республики Беларусь об образовании, Законом Республики Беларусь от 18 июня 1993 г. № 2435-XII «О здравоохранении», Законом Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. № 153-З «Об оказании психологической помощи», Законом Республики Беларусь от 7 января 2012 г. № 349-З «Об оказании психиатрической помощи», Законом Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. № 200-З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», а также следующие термины и их определения:

попытка суицида (попытка самоубийства, парасуицид) – попытка лишения себя жизни, которая не привела к смерти;

самоповреждение – преднамеренное действие или бездействие, способствующее самотравмированию, самоотравлению или другим способам повреждения своего организма;

суицид (самоубийство) – намеренное, осознанное и быстрое лишение себя жизни, приведшее к смерти;

факторы риска суицидальных действий у несовершеннолетнего – внешние или внутренние условия, обстоятельства, провоцирующие несовершеннолетнего совершить осознанные преднамеренные действия, направленные на добровольное лишение себя жизни.

  1. К факторам риска суицидальных действий у несовершеннолетнего следует относить:

сведения о совершении попытки суицида;

впервые выявленное самоповреждение;

выявленная попытка суицида;

угроза совершить суицид;

намерение совершить суицид;

высказывание о намерении совершить суицид.

  1. Выявление факторов риска суицидальных действий у несовершеннолетнего осуществляется в пределах компетенции педагогическими работниками учреждений образования (далее – педагогические работники), медицинскими работниками и психологами организаций здравоохранения (далее – работники организаций здравоохранения) и сотрудниками органов внутренних дел (далее, если не указано иное, – субъекты профилактики).
  2. Работники организаций здравоохранения осуществляют выявление факторов риска суицидальных действий у несовершеннолетнего при посещении несовершеннолетним и его законным представителем учреждений здравоохранения.
  3. Педагогические работники осуществляют выявление факторов риска суицидальных действий у несовершеннолетних при осуществлении социально-педагогической поддержки обучающихся и оказании им психологической помощи.
  4. Сотрудники органов внутренних дел осуществляют выявление факторов риска суицидальных действий у несовершеннолетнего при совершении несовершеннолетним или в отношении него противоправных действий и проведении с ним индивидуальной профилактической работы.
  5. При выявлении факторов риска суицидальных действий у несовершеннолетнего субъекты профилактики в течение одного рабочего дня информируют законного представителя несовершеннолетнего о возможностях:

получения психологической помощи и социально-педагогической поддержки в учреждении образования по месту обучения несовершеннолетнего;

получения психиатрической, в том числе наркологической, психотерапевтической, помощи в организации здравоохранения, оказывающей указанные виды помощи, по месту жительства (месту пребывания) несовершеннолетнего;

ограничения доступа к информации глобальной компьютерной сети Интернет, которая может причинить вред здоровью и развитию детей, поставщиками интернет-услуг по запросу пользователей, а также путем установления на персональный компьютер программного обеспечения с функцией «родительского контроля».

  1. Субъекты профилактики при выявлении факторов риска суицидальных действий у несовершеннолетнего в течение одного рабочего дня направляют информацию о несовершеннолетнем с письменного согласия законного представителя несовершеннолетнего, оформленного в соответствии со статьей 5 Закона Республики Беларусь от 7 мая 2021 г. № 99-З «О защите персональных данных»:

в отделы образования городских и районных исполнительных комитетов по месту обучения (месту пребывания) несовершеннолетнего для организации проведения социального расследования;

в организацию здравоохранения, оказывающую психиатрическую, в том числе наркологическую, психотерапевтическую, помощь, по месту жительства (месту пребывания) несовершеннолетнего для организации оказания психиатрической, в том числе наркологической, психотерапевтической, помощи.

В информации указываются фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) несовершеннолетнего, дата рождения, адрес места жительства (места пребывания) несовершеннолетнего, сведения о его законных представителях, имеющиеся факторы риска суицидальных действий у несовершеннолетнего, проявления суицидального поведения, предпринятые меры, их результат.

  1. В рамках профилактической работы субъекты профилактики имеют право письменно ходатайствовать о приглашении законного представителя несовершеннолетнего на заседание комиссии по делам несовершеннолетних районного, городского исполнительных комитетов, местной администрации района в городе в целях защиты, восстановления и реализации прав и законных интересов несовершеннолетнего.
  2. В случае выявления факторов риска суицидальных действий у несовершеннолетнего либо получения соответствующей информации педагогические работники в течение одного рабочего дня с момента выявления или поступления информации предлагают несовершеннолетнему, его законному представителю психологическую помощь и социально-педагогическую поддержку в учреждении образования (при отсутствии места обучения – в социально-педагогическом центре по месту жительства (месту пребывания) несовершеннолетнего), в случае их согласия – обеспечивают оказание несовершеннолетнему и его законному представителю психологической помощи и социально-педагогической поддержки в учреждении образования (при отсутствии места обучения – в социально-педагогическом центре по месту жительства (месту пребывания) несовершеннолетнего).
  3. В случае обращения в организацию здравоохранения несовершеннолетнего, имеющего факторы риска суицидальных действий, его законного представителя работники организации здравоохранения обеспечивают:

12.1. оказание несовершеннолетнему специализированной медицинской, в том числе психиатрической, и психологической помощи в день обращения;

12.2. передачу информации о несовершеннолетних гражданах Республики Беларусь мужского пола в возрасте 15–17 лет, имеющих факторы риска суицидальных действий, врачам-психиатрам-наркологам, привлекаемым местными исполнительными и распорядительными органами к медицинскому освидетельствованию граждан при приписке к призывным участкам и призыве на срочную военную службу, службу в резерве по месту жительства несовершеннолетнего, по запросу местных органов военного управления для медицинского освидетельствования граждан при призыве на воинскую службу, в письменной форме и (или) в виде электронного документа, оформленного в соответствии с законодательством об электронных документах и электронной цифровой подписи.

  1. Сотрудники органов внутренних дел обеспечивают охрану общественного порядка по месту жительства (месту пребывания) несовершеннолетнего, имеющего факторы риска суицидальных действий, при оказании ему медицинской помощи в случае наличия угрозы жизни и здоровью несовершеннолетнего и (или) иных лиц.
  2. При получении информации о несовершеннолетнем, демонстрирующем прямые суицидальные угрозы и (или) находящемся в состоянии активных суицидальных действий, субъекты профилактики принимают необходимые меры по предотвращению совершения суицида несовершеннолетним и осуществляют незамедлительное выполнение мероприятий, изложенных в пунктах 8, 9, 11–13 настоящей Инструкции, в целях информирования законного представителя о суицидальных действиях несовершеннолетнего и обеспечения оказания ему своевременной психологической и медицинской помощи в порядке, установленном законодательством.

Из источника: https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=W21933813

свернуть

АЛГОРИТМ действий работников учреждений образования, здравоохранения и органов внутренних дел при выявлении несовершеннолетних, склонных к суицидоопасному поведению

АЛГОРИТМ
действий работников учреждений
образования, здравоохранения и органов
внутренних дел при выявлении несовершеннолетних,
склонных к суицидоопасному поведению

  1. Выявление несовершеннолетних, склонных к суицидоопасному поведению, осуществляется в пределах компетенции работниками учреждений образования, здравоохранения и органов внутренних дел (далее — субъекты профилактики):

при проведении с несовершеннолетними индивидуальной профилактической работы, в том числе при посещении семей на дому;

при получении информации об аутоагрессивном поведении несовершеннолетнего в ходе мониторинга сети Интернет либо при поступлении заявлений граждан;

медицинскими работниками — при посещении несовершеннолетними и их законными представителями учреждений здравоохранения;

педагогическими работниками — при проведении бесед с обучающимися, наблюдении за ними, получении информации в отношении несовершеннолетних от третьих лиц (одноклассников, одногруппников, друзей, родственников) о склонности к суицидоопасному поведению;

педагогами-психологами учреждений образования — при проведении психодиагностического исследования суицидального поведения обучающихся;

работниками органов внутренних дел — при совершении несовершеннолетними противоправных действий.

  1. К категории несовершеннолетних, склонных к суицидоопасному поведению, следует относить несовершеннолетних:

совершивших попытку суицида;

имеющих тенденцию к самоповреждению (порезы, раны); демонстрирующих суицидальные угрозы (прямые либо завуалированные);

переживающих тяжелые утраты (смерть родителя, значимого человека, особенно в течение первого года после потери);

находящихся в конфликтных ситуациях (проблемы во взаимоотношениях с социальным окружением, выраженные семейные проблемы (уход из семьи значимого взрослого, развод, семейное насилие и др.);

имеющих признаки депрессивного расстройства.

  1. При выявлении несовершеннолетнего, склонного к суицидоопасному поведению, субъекты профилактики в течении 1 дня информируют законных представителей несовершеннолетнего о возможностях:

получения психологической помощи и социально-педагогической поддержки в учреждении образования, специализированной помощи (психологической, психотерапевтической, психиатрической) в организации здравоохранения, оказывающей указанные виды помощи, по месту жительства (месту пребывания) несовершеннолетнего;

ограничения доступа к информации сети Интернет, которая может причинить вред здоровью и развитию детей, поставщиками Интернет- услуг по запросу пользователей, а также путем установления на персональный компьютер антивирусного программного обеспечения с функцией «родительского контроля».

  1. Субъекты профилактики при выявлении несовершеннолетнего, склонного к суицидоопасному поведению, с согласия законных представителей несовершеннолетнего, в течение 1 рабочего дня направляют информацию о несовершеннолетнем в учреждение образования по месту обучения несовершеннолетнего, организацию здравоохранения, оказывающую психиатрическую помощь, по месту жительства (месту пребывания) несовершеннолетнего.

Информация должна в обязательном порядке содержать фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется), дату рождения, адрес места жительства (места пребывания) несовершеннолетнего, проявления суицидоопасного поведения, предпринятые меры.

  1. В рамках профилактической работы субъекты профилактики имеют право приглашать законных представителей несовершеннолетнего на заседание территориальной комиссии по делам несовершеннолетних в целях защиты, восстановления и реализации прав и законных интересов несовершеннолетних.

  2. В случае выявления несовершеннолетнего, склонного к суицидоопасному поведению, либо получения соответствующей информации:

    1. работники учреждения образования в течение 3 рабочих дней с момента поступления информации предлагают законным представителям и несовершеннолетнему психологическую помощь и социально-педагогическую поддержку в учреждении образования; в случае согласия — обеспечивают оказание несовершеннолетнему и его законным представителям психологической помощи и социально­педагогической поддержки в учреждении образования.

    2. работники учреждения здравоохранения в день обращения несовершеннолетнего в учреждение здравоохранения обеспечивают организацию и оказание ему специализированной медицинской помощи;

передачу информации о несовершеннолетних мужского пола в возрасте 15-17 лет в районные военные комиссариаты по месту жительства (месту пребывания) несовершеннолетних.

  1. Работники территориальных органов внутренних дел:

    1. обеспечивают охрану общественного порядка по месту жительства (месту пребывания) несовершеннолетнего при оказании ему медицинской помощи медицинским работником в случае наличия угрозы жизни и здоровью несовершеннолетнего и (или) иных лиц;

    2. оказывают помощь законным представителям несовершеннолетнего в доставке его в учреждение здравоохранения, оказывающего психиатрическую помощь по месту жительства (месту пребывания) несовершеннолетнего для организации его осмотра врачом — специалистом в области оказания психиатрической помощи.

свернуть

Возрастные особенности суицидального поведения