ПОЛОЖЕНИЕ О СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА
ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНИЧСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА ПОЛОЦКОГО РАЙОНА»
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Анализ – деятельность, предпринимаемая для установления пригодности, адекватности, результативности рассматриваемого объекта для достижения установленных целей;
аттестация рабочих мест по условиям труда – система учета, анализа и комплексной оценки на конкретном рабочем месте всех факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса, воздействующих на работоспособность и здоровье работающего в процессе трудовой деятельности;
аудит – систематический и документально оформленный процесс проверки соответствия действий и связанных с ними результатов мероприятиям и эффективности выполнения этих мероприятий для достижения политики и целей организации;
безопасность – отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения вреда;
безопасные условия труда – условия труда, при которых исключено воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов либо уровни их воздействия на работающих не превышает установленных нормативов;
вредный производственный фактор – производственный фактор, воздействие которого на работающего в производственном процессе в определенных условиях может привести к заболеванию, снижению работоспособности либо к смерти;
идентификация опасностей – процедура обнаружения (выявления и распознания) и описания опасностей;
компетентность – выраженная способность применять свои знания и умение;
комиссия по охране труда – комиссия, в состав которой на паритетной основе входят представители нанимателя и профсоюзного комитета;
обучение по вопросам охраны труда – процесс организации образовательной деятельности, направленной на освоение работающими содержания образовательных программ по вопросам обеспечения безопасности жизни и здоровья в процессе их трудовой деятельности;
опасность – источник или ситуация с возможностью нанесения вреда жизни и здоровью работающего;
оценка риска – процесс анализа рисков, вызванных воздействием опасностей на работе, для определения их влияния на безопасность и сохранение здоровья работников;
опасный производственный фактор – производственный фактор, воздействие которого на работающего в производственном процессе в определенных условиях способно привести к травме или другому внезапному резкому ухудшению здоровья либо смерти;
подрядчик – юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), предоставляющее (предоставляющий) услуги организации на территории организации в соответствии с договором, согласованными техническими требованиями, сроками и условиями;
производственный процесс – совокупность технологических и иных необходимых для производства процессов, рабочих (производственных) операций, включая трудовую деятельность и трудовые функции работающих;
профессиональный риск – вероятность повреждения здоровья или утраты трудоспособности либо смерти работающего в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов;
результативность – степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов;
риск – сочетание вероятности опасного события и его последствий;
система управления охраной труда – совокупность мероприятий по охране труда, методов и средств управления, направленных на организацию деятельности по обеспечению безопасности, сохранению жизни, здоровья и работоспособности
стажировка по вопросам охраны труда – практическое освоение безопасных методов и приемов работы, выполнение которой входит в функциональные (должностные) обязанности работающего, под руководством лица, уполномоченного работодателем;
цель в области охраны труда – цель, устанавливаемая в организации для достижения результативности охраны труда;
условия труда – совокупность факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса, воздействующих на работоспособность и здоровье работающего в процессе трудовой деятельности.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
- Положение о системе управления охраной труда (СУОТ) Государственного учреждения образования «Вороничская средняя школа Полоцкого района» (далее — Положение) регламентирует основные подходы к организации профилактики производственного травматизма, объединяющие три направления – безопасность, гигиену труда и благополучие работников на всех уровнях производства, предусмотренные в Концепции «Нулевой травматизм» (VisionZero).
- Положение о СУОТ разработано на основании Закона Республики Беларусь от 23 июня 2008 г. № 356-3 «Об охране труда» (в редакции от 18.12.2019 № 274-З) с учетом Рекомендаций по разработке системы управления охраной труда в организации, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.12.2019 № 108.
- Основными задачами СУОТ являются:
- предупреждение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
- управление профессиональными рисками, устранение либо снижение их до допустимого уровня;
- непрерывное улучшение условий и охраны труда.
- Управление охраной труда осуществляется по следующему циклу: планирование деятельности — выполнение запланированных мероприятий — осуществление контроля за реализацией мероприятий — анализ результатов и совершенствование деятельности.
- Руководитель учреждения образования проводит анализ функционирования системы управления охраной труда для разработки и реализации корректирующих и предупреждающих действий и постоянного совершенствования системы управления охраной труда.
- Руководитель учреждения образования на правах единоначалия определяет основные направления текущей и перспективной деятельности по улучшению условий и охраны труда.
2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА.
ПОЛИТИКА УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА
- Руководитель учреждения образования определяет основные направления деятельности учреждения образования в области охраны труда, его политику.
- Политика учреждения в области охраны труда (далее – Политика по охране труда) – декларация нанимателя о намерении и гарантированном выполнении им обязанностей по обеспечению требований по охране труда.
- Политика по охране труда направлена на обеспечение конституционного права каждого работника на здоровые и безопасные условия труда путем:
- организации рабочего места, защищенного от воздействия вредных и (или) опасных условий труда;
- проведения обучения, инструктажа, стажировки и проверки знаний работников по вопросам охраны труда;
- обеспечения работников необходимыми средствами индивидуальной и (или) коллективной защиты;
- получения от руководителя достоверной информации о состоянии безопасности и условий труда на рабочем месте, а также о принимаемых мерах по их улучшению;
- проведения проверок по охране труда на рабочем месте соответствующими должностными лицами, имеющими на то право, в том числе по запросу работника и с его участием;
- отказа работника от выполнения порученной работы в случае возникновения непосредственной опасности для жизни и здоровья его и окружающих до устранения этой опасности, а также при не предоставлении ему средств индивидуальной защиты, непосредственно обеспечивающих безопасность труда;
- возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работников.
- При определении Политики по охране труда руководитель обеспечивает совместно с работниками предварительный анализ состояния охраны труда в учреждении и обсуждение политики по охране труда.
- Окончательный вариант Политики по охране труда подписывается руководителем учреждения образования (Приложение 1).
- Доступность Политики по охране труда для работающих и заинтересованных сторон осуществляется через ее размещение в структурных подразделениях на видных местах, на информационных стендах и уголках по охране труда, сайте учреждения.
- Проверка выполнения требований Политики по охране труда осуществляется при проведении внутренних аудитов СУОТ в порядке и с периодичностью не реже одного раза в год.
- Политика по охране труда актуализируется:
- в случае значительных структурных преобразований учреждения;
- при изменении законодательства об охране труда, существенно влияющем на деятельность учреждения в этой области;
- по требованию заинтересованных сторон;
- при внедрении или изменении технологических процессов, влияющих на существующие меры по управлению рисками.
-
Решение о необходимости пересмотра и актуализации Политики принимает руководитель.
-
Каждая редакция Политики по охране труда идентифицируется датой подписания и подписью руководителя, располагаемой в нижней части текста Политики по охране труда.
-
Ответственность за реализацию и постоянное совершенствование Политики по охране труда несет руководитель учреждения.
3. НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПО ОХРАНЕ ТРУДА
- Учреждение образования в своей деятельности:
- руководствуется законодательными и иными обязательными требованиями по охране труда;
- определяет применимые к своей деятельности законодательные и иные обязательные требования по охране труда, обеспечивает к ним доступ соответствующих работников.
19.Требования законодательства по охране труда излагаются в нормативных правовых актах (Приложение 2), в том числе локальных правовых актах учреждения образования (должностных инструкциях для специалистов, в рабочих инструкциях работников, инструкциях по охране труда, приказах, распоряжениях, протоколах совещаний и т.д.).
20.Ответственным за формирование и актуализацию перечня нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов является лицо, ответственное за организацию работы по охране труда.
4.ЦЕЛИ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА
- Руководитель учреждения образования устанавливает и периодически актуализирует документально оформленные цели по охране труда для учреждения.
- При установлении целей по охране труда учитываются:
- основные направления деятельности учреждения и цели, относящиеся к его финансово- хозяйственной деятельности;
- основные направления деятельности учреждения образования в области охраны труда;
- результаты определения опасностей, оценки рисков;
- законодательные требования;
- мнения работников;
- уровень реализации ранее установленных целей и мероприятий в области охраны труда;
- результаты расследования несчастных случаев, профессиональных заболеваний, инцидентов, аварий;
- результаты анализа СУОТ руководством.
- Конечной целью охраны труда является обеспечение безопасности, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда.
- Для достижения этой цели ее необходимо структурировать через совокупность промежуточных целей управления охраной труда, которыми являются:
- устранение (максимальное снижение уровней) рисков, обусловленных неблагоприятными факторами производственной среды и трудового процесса;
- устранение (максимальное снижение уровня) производственного травматизма и снижение тяжести его последствий;
- устранение (максимальное снижение уровней) производственной обусловленной и профессиональной заболеваемости и потерь рабочего времени по этим причинам;
- устранение (максимальное снижение количества) аварий и инцидентов на объектах и материальных потерь от них;
- устранение (максимальное снижение) непроизводственных расходов, вызванных несоблюдением требований по охране труда;
- устранение (максимальное сокращение) количества нарушений требований по охране труда.
- Помимо указанных целей могут быть также установлены конкретные цели, направленные на:
- повышение эффективности любого аспекта деятельности по охране труда;
- повышение ответственности работников за выполнение требований по охране труда;
- Неизменной целью организации в области охраны труда должно стать непрерывное совершенствование управления охраной труда, которое является фундаментальным требованием вновь принятых национальных стандартов по управлению охраной труда.
- Для достижения указанных целей необходимо осуществление комплекса мероприятий, в общем виде содержащихся в определении понятия «охрана труда». Этот комплекс объективно необходимых и предписанных законодательством разнообразных видов мероприятий и работ должен учитывать специфику деятельности, структуру учреждения, а также особенности обеспечения охраны труда в учреждении.
- Данный комплекс мероприятий, вытекающий из требований законодательства и провозглашенной учреждением образования политики в области охраны труда, направленный на достижение поставленных целей и состоящий из намеченных задач и мероприятий по их осуществлению, формирует программу деятельности в учреждении в области охраны труда.
- Для достижения установленных целей руководитель учреждения разрабатывает и реализует мероприятия с указанием сроков их выполнения, затрат и ответственности.
5. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ТРУДА
- Общее руководство в области охраны труда осуществляет руководитель учреждения образования.
- Для организации работы и осуществления контроля по охране труда руководитель учреждения образования назначает ответственное лицо по охране труда. Ответственное лицо по охране труда действует на основании Положения о лице, ответственном за организацию работы охраны труда, разработанного в соответствии с требованиями законодательства. (Приложение 3)
- Решение поставленных целей и выполнение мероприятий по их реализации может быть достигнуто только при исполнении руководителями подразделений и специалистами своих должностных обязанностей по охране труда. (Приложение 4)
- Со своими должностными обязанностями руководители и специалисты должны быть ознакомлены под роспись. 34. Каждый работник должен знать не только свои обязанности, но и о распределении обязанностей по вопросам охраны труда внутри учреждения.
- При определении обязанностей работников по вопросам охраны труда соблюдается принцип единства распорядительства, персональной ответственности и разграничения обязанностей между уровнями управления.
- За невыполнение обязанностей со стороны работников по вопросам охраны труда руководитель учреждения принимает меры согласно законодательству.
- Принцип единства распорядительства, персональной ответственности и разграничения обязанностей означает, что каждый исполнитель или структурное подразделение имеют только одного руководителя, которому они подчинены и от которого получают указания.
- При выполнении группой работников одной задачи управления охраной труда их обязанности не дублируются.
- При разработке документации по охране труда обеспечивается их увязка с обязанностями подразделений и отдельных исполнителей по вопросам охраны труда.
- Лица, ответственные за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования, объектов повышенной опасности, проведение инструктажей по охране труда, отдельные участки работ назначаются приказом руководителя.
6. ИДЕНТИФИКАЦИЯ ОПАСНОСТЕЙ, ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ РИСКОВ, УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ
- Идентификация опасностей, оценка рисков и управление рисками являются одной из важнейшей функции СУОТ, позволяющей упорядочить и систематизировать мероприятия и действия, направленные на снижение риска от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов.
- Идентификацию опасностей, оценку рисков осуществляет лицо, назначенное приказом руководителя учреждения образования.
- Порядок идентификации опасностей, оценки рисков и управление рисками включает:
- выявление опасностей;
- оценку рисков с учетом существующих мер управления;
- установление величины неприемлемого риска;
- разработку и реализацию дополнительных мер по управлению неприемлемыми рисками;
- оценку того, являются ли меры по управлению рисками достаточными для снижения их уровня до приемлемого.
- Выявление опасностей и оценка рисков проводятся во всех структурных подразделениях учреждения образования и затрагивают повседневную и периодическую деятельность, а также деятельность всех работников, включая подрядчиков и посетителей.
- Каждый работник учреждения (подрядчик, органы государственного надзора и контроля) обязан сообщить информацию о выявленной им опасности непосредственному руководителю для осуществления последующей работы по оценке риска и управлению им.
- Выявленные риски при идентификации опасностей включаются в Карты выявления опасностей и оценки рисков (далее — Карта) (Приложение 5), где в графе «Риск» указываются «планируемое значение» и «фактическое значение».
- Все выявленные опасности и оцененные риски заносятся в Карты.
- Выявление опасностей и оценка рисков проводится не реже 1 раза в год.
- Источниками опасностей являются:
– оборудование, инструменты;
– производственная среда;
– методы выполнения работы;
– человек (работник, подрядчик, посетитель).
- Работник, назначенный приказом (распоряжением) руководителя учреждения образования, выявляет опасности (опасные ситуации) для профессий (должностей) работников и выполняемых ими видов работ.
- Выявление опасностей осуществляется при:
- повседневной и периодической деятельности;
- потенциальных аварийных (аварии, инциденты и другие отклонения от нормальной деятельности) ситуациях.
- Выявленные опасности при потенциальных аварийных ситуациях в работе являются данными для разработки мероприятий по предотвращению аварийных ситуаций.
- Меры управления рисками для конкретной профессии (должности) и по выбранному виду работы определяются с учетом информации, имеющейся в следующих документах:
- инструкции по охране труда по профессиям и видам работ;
- инструкции по эксплуатации инструмента, оборудования;
- технические паспорта на оборудование;
- гигиенические сертификаты на вещества и материалы и т.д.
- Учреждение образования определяет опасности с неприемлемым уровнем рисков по методике оценки рисков, приведенной в Приложении 6
- Перечень опасностей с неприемлемым уровнем рисков для разработки и реализации мер управления составляет работник, назначенный приказом (распоряжением) руководителя учреждения образования.
- Для управления рисками учреждение образования:
- проводит замену опасного оборудования, установку блокировочных и предохранительных устройств, улучшение состояния полов и рабочих поверхностей, ограждений и т.д.;
- использует методы безопасного проведения работ, разрабатывает инструкции по охране труда, другую документацию;
- обеспечивает обучение, инструктаж, стажировку, учебно-тренировочные занятия, повышение квалификации, применение средств индивидуальной защиты, а также профилактики (смывающие и обезвреживающие средства, молоко), проведение медицинских осмотров, усиление контроля за выполнением работы и т.д.
- В результате выполненной работы формируется перечень мер управления рисками (по выбранному виду работы, для конкретной профессии (должности)).
- При этом в Карте указываются меры управления конкретным риском, а общие меры, такие как медосмотры, инструктажи по охране труда и др., указываются под Картой в виде: «В качестве общих мер управления воздействиями опасностей применяются: — ...; — …».
- Информация из Карт является основанием для пересмотра инструкций по охране труда по профессиям и видам работ, других документов в случае выявления в указанных документах пробелов в отражении требований безопасности труда.
- Анализ предполагаемых последствий от воздействия опасности проводится с учетом информации о несчастных случаях, профессиональных заболеваниях, микротравмах, авариях и инцидентах.
- Для установления величины неприемлемого риска Карты анализируются.
- Величина неприемлемого риска в учреждении образования устанавливается с учетом имеющихся ресурсов, обязательств, указанных в Политике учреждения образования в области охраны труда, и документально оформляется протоколом.
- На основании принятого решения о величине неприемлемого риска уполномоченное должностное лицо в течение 3 дней разрабатывает проект мероприятий для снижения уровня рисков, превышающего установленную величину, и (или) устранения этих рисков и заносит предлагаемые мероприятия в Карты.
- Руководитель учреждения образования рассматривает проекты мероприятий и принимает решение об их включении в план мероприятий по охране труда.
- Карты хранятся у лица, ответственного за организацию охраны труда, а учтенные копии — в структурном подразделении.
- Карты являются приложением к инструкциям по охране труда и изучаются работниками при проведении инструктажей по охране труда.
7. ПЛАНИРОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОХРАНЕ ТРУДА
67.Одним из основных элементов СУОТ является планирование мероприятий по охране труда.
Планирование мероприятий по охране труда осуществляется в соответствии с постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.11.2013 № 111 (в редакции от 30 апреля 2020 № 43).
- Основной целью реализации мероприятий является управление рисками: устранение (снижение) неприемлемых рисков.
- В учреждении образования осуществляется перспективное, текущее и оперативное планирование.
- Перспективные планы составляются на срок 2- 3 года, текущие — на год, оперативные – на квартал или месяц. (Приложение 7)
- Подготовка проектов перспективного плана осуществляется одновременно с подготовкой проекта коллективного договора, составными частями которого являются раздел «Охрана труда» и прилагаемый к коллективному договору перспективный план мероприятий по охране труда.
- Формированию раздела «Охрана труда» и плана мероприятий по охране труда предшествует сбор предложений от работников учреждения образования.
- Поступившие предложения рассматриваются руководителями структурных подразделений и в зависимости от их содержания:
- направляются для исполнения в оперативном порядке;
- включаются в оперативные и текущие планы и реализуются силами подразделения;
- передаются лицу, ответственному за организацию работы по охране труда для рассмотрения вопроса об их реализации силами нескольких подразделений учреждения образования.
- При подготовке предложений по улучшению условий и охраны труда для включения в План мероприятий по охране труда предусматривается:
- введение рациональных режимов работы, установление продолжительности ежедневной работы с учетом специфики учреждения образования, определение продолжительности перерывов для отдыха и питания;
- максимальное сокращение рабочих мест, не соответствующих требованиям и нормам охраны труда;
- приведение оборудования, машин и механизмов в соответствие с требованиями безопасности;
- создание оптимального температурно-влажностного режима и нормируемой освещенности на рабочих местах;
- обеспеченность работающих санитарно-бытовыми помещениями до установленных норм;
- вывод из эксплуатации зданий, оборудования, не отвечающих требованиям охраны труда;
- выполнение мероприятий по подготовке к работе в осенне-зимних условиях;
- другие мероприятия.
- Наряду с вышеуказанными включаются мероприятия, связанные с текущей деятельностью по охране труда:
- проверка знаний работников по вопросам охраны труда;
- предварительные и периодические медицинские осмотры работников;
- обучение, проверка знаний и инструктирование по вопросам охраны труда;
- разработка и пересмотр инструкций по охране труда, других локальных правовых актов;
- приобретение средств индивидуальной защиты и средств профилактики от заболеваний (смывающие и обезвреживающие средства);
- обеспечение ухода за средствами индивидуальной защиты (проверка защитных свойств, стирка, чистка, обеспыливание, ремонт и др.);
- проведение смотров, осуществление всех видов контроля за соблюдением требований охраны труда соответствующими должностными лицами;
- приобретение медицинских препаратов и перевязочных средств, первичных средств пожаротушения;
- проведение планово-профилактических осмотров, освидетельствования, испытания, наладки, ремонтных работ по обеспечению безопасности оборудования, инструмента, объектов производственного и санитарно-бытового назначения;
- отработка планов эвакуации, противоаварийных и противопожарных тревог;
- подписка на периодические издания и приобретение нормативной документации и справочной литературы;
- укрепление учебно-материальной базы кабинета и уголков по охране труда;
- нанесение и восстановление сигнальных цветов и знаков безопасности;
- очистка вентиляционных установок и воздуховодов, осветительной арматуры, световых фонарей, окон, фрамуг;
- компьютеризация деятельности по охране труда;
- проведение аудитов функционирования системы управления охраной труда;
- другие мероприятия.
Примечание: В их стоимостном выражении.
- При разработке мероприятий по охране труда анализируются следующие данные:
- выявленные опасности с превышающим уровнем риска для здоровья и безопасности работников;
- результаты:
- обучения, инструктажа, проверки знаний работников по вопросам охраны труда;
- периодического контроля за соблюдением законодательства об охране труда;
- технических осмотров, освидетельствований состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов, другая документация по вопросам охраны труда, а также требования безопасности, изложенные в эксплуатационной и ремонтной документации заводов изготовителей оборудования, используемого в учреждении образования;
- обеспеченность работников необходимыми средствами индивидуальной защиты;
- предписания органов государственного надзора и контроля, контролирующих служб, специалиста по охране труда вышестоящих органов управления по образованию;
- представления и рекомендации профсоюзов;
- предложения работников по улучшению условий труда;
- документы и предложения вышестоящих органов управления по образованию;
- информация о передовом опыте работы по созданию здоровых и безопасных условий труда и т.д.
- В ходе переговоров представителей руководителя и профсоюзного комитета о заключении коллективного договора вырабатываются согласованные решения о включении мероприятий в раздел «Охрана труда» и в план мероприятий по охране труда.
- После принятия и подписания коллективного договора в учреждении образования составляются текущие планы работы (на год), в которых определяются сроки и ответственные за исполнение мероприятий. (Приложение 7)
79.Вопросы охраны труда находят также отражение и в других планах (план работы учреждения на год, планы подготовки к работе в осенне-зимних условиях и т.д.)
- В учреждении образования при необходимости также разрабатываются планы мероприятий по охране труда частного характера: по документам расследования несчастных случаев, по выполнению предписаний органов надзора и контроля и др.
- Выполнение мероприятий в установленном порядке оформляется соответствующими документами, и после их утверждения они включаются в установленную отчетность.
- Средства, затраченные на выполнение мероприятий по охране труда, отражаются в соответствии с установленным порядком в бухгалтерских документах и включаются в отчеты в соответствии с требованиями законодательства.
- Ход выполнения мероприятий по охране труда рассматривается на собраниях трудового коллектива учреждения образования при подведении итогов выполнения коллективного договора один раз в полугодие с принятием на них решений, стимулирующих своевременное и качественное выполнение порученных заданий.
- По результатам анализа выполнения планов мероприятий по охране труда с учетом изменений в деятельности учреждения образования (изменение оказываемых услуг, условий функционирования и другие) в планы, при необходимости, вносятся изменения и дополнения в порядке, установленном для их разработки, согласования и утверждения.
ПРОЦЕССЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛЕЙ
8. ПОДГОТОВКА РАБОТНИКОВ ПО ВОПРОСАМ ОХРАНЫ ТРУДА
- Обучение, стажировка, инструктаж и проверка знаний работающих по вопросам охраны труда в учреждении образования проводятся в соответствии с требованиями нормативных правовых актов.
- С целью организации процедуры подготовки работников по охране труда наниматель, исходя из специфики деятельности, разрабатывает:
- программу вводного инструктажа по охране труда;
- перечень должностей руководителей и специалистов, отдельных категорий работающих, которые должны проходить проверку знаний по вопросам охраны труда (периодичность - не реже одного раза в три года);
- перечень должностей служащих (профессий рабочих), освобождаемых от первичного инструктажа на рабочем месте и повторного инструктажа;
- перечень работ с повышенной опасностью;
- перечень должностей служащих (профессий рабочих), которые должны проходить стажировку с определением ее продолжительности в днях/сменах;
- перечень профессий рабочих, которые должны проходить проверку знаний по вопросам охраны труда (периодичность – не реже одного раза в 12 месяцев);
- билеты для проверки знаний по вопросам охраны труда руководителей и специалистов;
- билеты для проверки знаний по вопросам охраны труда работающих по профессиям рабочих.
Наниматель устанавливает:
- состав комиссии по проверке знаний работающих по вопросам охраны труда;
- работников, ответственных за проведение вводного инструктажа по охране труда.
- Ответственность за организацию своевременного и качественного проведения обучения, инструктажа, стажировки и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда в учреждении образования возлагается на руководителя учреждения, в структурных подразделениях – на руководителей структурных подразделений.
- Обучение и проверку знаний работающих по вопросам охраны труда организует уполномоченное должностное лицо, ответственное за организацию охраны труда, совместно со структурными подразделениями учреждения образования.
- Рабочие, принятые или переведенные на работы с повышенной опасностью, либо имеющие перерыв в выполнении указанных работ более одного года, к самостоятельной работе допускаются после прохождения стажировки по вопросам охраны труда и последующей первичной проверки знаний по вопросам охраны труда.
- Допуск работающих к самостоятельной работе после прохождения первичной проверки знаний по вопросам охраны труда осуществляется руководителем учреждения и оформляется приказом.
- Руководитель, его заместители, члены комиссии для проверки знаний по вопросам охраны труда учреждения проходят проверку знаний не позднее одного месяца со дня назначения на должность либо включения в состав комиссии, а также периодически, не реже одного раза в три года в комиссии вышестоящей организации (Полоцкого райисполкома).
- Работники должны быть обучены с учетом специфики выполняемых работ, иметь соответствующую квалификацию и компетентность, необходимые для выполнения трудовых функций.
9. ОРГАНИЗАЦИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ
соответствия объектов, производственных процессов и оборудования, рабочих мест
требованиям по охране труда
- С целью организации и обеспечения соответствия объектов, производственных процессов и оборудования, рабочих мест требованиям по охране труда руководитель учреждения образования:
- организует систематическое наблюдение за зданиями и сооружениями;
- устанавливает порядок использования оборудования по назначению в соответствии с требованиями эксплуатационных документов организаций-изготовителей (далее – эксплуатационные документы), технических нормативных правовых актов;
- устанавливает порядок допуска работников к эксплуатации оборудования, в том числе назначает лиц, ответственных за исправное состояние оборудования.
10. ПОРЯДОК ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАБОТНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ СРЕДСТВАМИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ, СМЫВАЮЩИМИ И ОБЕЗВРЕЖИВАЮЩИМИ СРЕДСТВАМИ
- Порядок обеспечения и выдачи средств индивидуальной защиты работникам осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.12.2008 № 209 (с изменениями и дополнениями).
- Порядок обеспечения работников смывающими и обезвреживающими средствами осуществляется в соответствии с постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.12.2008 № 208.
- На работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением, работникам выдаются бесплатно по установленным нормам:
– специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты;
– смывающие и обезвреживающие средства.
- Руководителем учреждения образования утверждаются:
– перечень профессий и должностей работников, которым выдается специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты (с указанием средств индивидуальной защиты по профессиям и должностям и срока носки в месяцах);
– перечень средств индивидуальной защиты, непосредственно обеспечивающих безопасность труда;
– перечень профессий, должностей и работ, связанных с загрязнением, при выполнении которых работникам выдаются смывающие и обезвреживающие средства.
Указанные перечни согласовываются с профсоюзным комитетом и прилагаются к коллективному договору.
- Работникам, выполняющим работы по нескольким профессиям, дополнительно выдаются средства индивидуальной защиты, предусмотренные по совмещенным профессиям или видам работ, если они не предусмотрены по основной профессии.
- Работникам, временно выполняющим работу по профессиям и должностям, выдаются средства индивидуальной защиты и профилактики на время выполнения работ в соответствии с нормами, действующими в данной организации.
- Лицам, привлекаемым для тушения пожаров и ликвидации аварийных ситуаций, выдаются предназначенные для этих целей средства индивидуальной защиты.
- Выдаваемые работникам средства индивидуальной защиты являются собственностью учреждения образования и подлежат возврату в следующих случаях:
– при увольнении;
– при переводе на другую работу, для выполнения которой выданные средства защиты не предусмотрены нормами;
– по окончании сроков носки при получении новых средств индивидуальной защиты.
- Смывающие средства выдаются работнику из расчета не менее 400 грамм в месяц мыла или аналогичных по действию смывающих средств.
- Выдача указанных средств работникам не производится, если в действующих санитарно-бытовых помещениях имеются умывальники, постоянно обеспечиваемые смывающими средствами.
- Выдача вместо средств индивидуальной защиты материалов для их изготовления или денежных сумм для приобретения средств индивидуальной защиты и профилактики не допускается.
- Средства индивидуальной защиты, пришедшие в негодность до истечения установленных сроков по причинам, не зависящим от работника, заменяются или ремонтируются. Такая замена осуществляется на основании акта, составленного руководителем подразделения с участием представителя профсоюзного комитета.
В случае пропажи или порчи средств индивидуальной защиты в местах их хранения по не зависящим от работника причинам работникам выдаются другие исправные средства защиты.
- Средства индивидуальной защиты, бывшие в употреблении, могут выдаваться другим работникам только после стирки, химчистки, дезинфекции и ремонта. Срок носки устанавливается в зависимости от степени изношенности и заносится в личную карточку.
- Ответственность за своевременное обеспечение (и в полном объеме) работников средствами индивидуальной защиты, организацию контроля за правильностью их применения работниками возлагается на руководителя учреждения образования в установленном законодательством порядке.
- Хранение специальной одежды, специальной обуви и других средств защиты осуществляется в отдельных сухих помещениях, изолированно от других изделий и материалов с рассортировкой по видам, ростам, защитным свойствам и с соблюдением установленных мер, исключающих потерю ими защитных свойств.
- Зимняя специальная одежда и специальная обувь выдаются работникам с наступлением холодного периода года и сдаются по его окончании в кладовую по именному списку. После хранения указанные изделия выдаются тем же работникам, от которых они получены.
- При заключении трудового договора (контракта) работники получают информацию о полагающихся по их профессии (должности) средствах индивидуальной защиты и профилактики. При отсутствии средств индивидуальной защиты, непосредственно обеспечивающих безопасность труда, работники имеют право отказаться от выполнения порученной работы.
- Учет выдачи и возврат средств индивидуальной защиты на каждого работника ведется в личной карточке установленной формы.
- Руководители подразделений должны следить за тем, чтобы работники использовали при работе выданные им средства индивидуальной защиты, а также применяли смывающие и обезвреживающие средства; не допускать к работе лиц без применения предусмотренных или при использовании неисправных средств индивидуальной защиты.
- Трудовые споры по вопросам выдачи и использования специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты рассматриваются комиссией по трудовым спорам.
11. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРОВ И ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЙ рАБОТНИКОВ. САНИТАРНО-БЫТОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
- Порядок проведения обязательных и внеочередных медицинских осмотров работающих, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда или на работах, для выполнения которых в соответствии с законодательством есть необходимость в профессиональном отборе, осуществляется в соответствии с требованиями Инструкции о порядке проведения обязательных и внеочередных медицинских осмотров работающих, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 29 июля 2019 г. № 74.
- С целью обеспечения безопасности труда, предупреждения профессиональных заболеваний и охраны здоровья работающих руководитель учреждения образования обеспечивает организацию проведения предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) обязательных медицинских осмотров (далее – медицинский осмотр) работающих, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и (или) на работах, где в соответствии с законодательством есть необходимость в профессиональном отборе, а также внеочередных медицинских осмотров работающих при ухудшении состояния здоровья. В этих целях в учреждении образования инспектор по кадрам составляет:
- перечень профессий рабочих (должностей служащих), подлежащих периодическим медицинским осмотрам;
- список работников, подлежащих обязательным периодическим медицинским осмотрам.
- С целью обеспечения безопасности труда работающих руководитель учреждения образования (при необходимости) обеспечивает организацию предсменного (перед началом работы, смены) медицинского осмотра либо освидетельствования на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения работающих, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
- Санитарно-бытовое обслуживание предусматривает обеспечение работников с учетом характера деятельности санитарно-бытовыми помещениями (гардеробными, умывальными, туалетами, душевыми, комнатами личной гигиены, помещениями для приема пищи (столовыми), отдыха, обработки, хранения и выдачи средств индивидуальной защиты и другие), оснащенными необходимыми устройствами и средствами, организацию питьевого водоснабжения.
12.ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПОДРЯДНЫХ РАБОТ
- Выполнение работ подрядной организацией на территории учреждения образования регулируется Указом Президента Республики Беларусь от 06.07.2005 № 314, в соответствии с которым между заказчиком и подрядчиком оговариваются обязательства сторон по обеспечению безопасных условий работы исходя из обязанностей сторон гражданско-правового договора.
- С целью организации проведения подрядных работ наниматель с учетом специфики деятельности устанавливает порядок обеспечения безопасного выполнения подрядных работ, ответственность подрядчика и порядок контроля со стороны нанимателя за выполнением согласованных действий по организации выполнения подрядных работ.
- При установлении порядка обеспечения безопасного выполнения подрядных работ работники подряда информируются о специфики деятельности учреждения образования и условиях труда у нанимателя. Должностным лицом нанимателя осуществляется контроль за ходом проведения подрядных работ с учетом требований в области охраны труда.
13. ИНФОРМИРОВАНИЕ РАБОТНИКОВ
- С целью информирования работающих о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, существующем риске повреждения здоровья и полагающихся средствах индивидуальной защиты, компенсациях по условиям труда наниматель с учетом специфики деятельности, устанавливает формы информирования и порядок их осуществления.
- Формой участия работников в управлении охраной труда является регулярное рассмотрение состояния охраны труда на общих собраниях и производственных совещаниях.
До сведения работников доводится содержание приказов и распоряжений по вопросам охраны труда, обстоятельства и причины имевших место несчастных случаев, заслушиваются лица, допустившие нарушения требований по охране труда, обсуждаются предложения работников по улучшению условий и охраны труда.
14. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ. ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ
- В учреждении образования определен порядок:
- обмена информацией между руководителем учрежденияобразования, подразделениями, работниками;
- консультирования работников и других заинтересованных лиц по вопросам обеспечения здоровых и безопасных условий труда;
- участия работников в выявлении опасностей, оценке рисков и управлении ими, а также информирования о результатах этой работы;
- доведения законодательных и иных обязательных требований в области охраны труда до сведения работников и других заинтересованных сторон;
- участия работников в определении целей системы управления охраной труда и планов по их достижению;
- информирования работников обо всех изменениях, влияющих на состояние охраны труда.
- Цели информационной работы в области охраны труда в учреждении образования:
- закрепление и углубление знаний по вопросам охраны труда для профилактики нарушений требований охраны труда;
- обеспечение осведомленности работников в области охраны труда.
- Основными формами информационной работы в области охраны труда в учреждении образования являются:
- работа уголка по охране труда;
- наличие плакатов, знаков безопасности, брошюр, памяток;
- проведение собраний, совещаний.
- Внутренний обмен информацией и консультации.
126.1. Внутренний обмен информацией и консультации осуществляются между различными уровнями руководителей и работниками учреждения образования и имеют следующие цели:
- обеспечение осведомленности об основных направлениях деятельности и целях учреждения образования в области охраны труда;
- разъяснение работнику ответственности в области охраны труда;
- демонстрация обязательств руководства учреждения образования в области охраны труда;
- сбор информации и предложений по улучшению системы управления охраной труда;
- распространение документации и информации о функционировании системы управления охраной труда учреждения образования;
- организация отчетности и информирования работников;
- решение проблем и вопросов, касающихся охраны труда в учреждении образования.
126.2. Внутренний обмен информацией и консультации обеспечиваются посредством приказов, распоряжений, служебных записок.
126.3. Обучение и повышение квалификации работников являются одним из способов информирования.
126.4. Для наглядной демонстрации безопасных приемов труда, напоминания о необходимости соблюдать осторожность при выполнении работы на территории учреждения образования в помещениях, на рабочих местах с учетом назначения и содержания размещаются плакаты.
126.5. Для привлечения внимания, предупреждения работников о возможной опасности в учреждении образования в соответствии с требованиями законодательства применяются сигнальные цвета и знаки безопасности.
126.6. В учреждении образования обмен информацией между руководителем и работниками обеспечивается через профессиональные союзы.
- Внешний обмен информацией и консультации.
127.1. Внешний обмен информацией по вопросам охраны труда осуществляется с целью получения различного рода рекомендаций, указаний, а также информирования о своей деятельности, об авариях, производственных травмах, профессиональных заболеваниях и т.д.
Внешний обмен информацией осуществляется учреждением образования с Министерством образования Республики Беларусь, местным исполнительным и распорядительным органом, управлением образования, территориальным управлением Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, территориальным органом Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, территориальным центром гигиены и эпидемиологии Министерства здравоохранения Республики Беларусь и т.д.
127.2. Консультирование и обмен информацией с органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований законодательства в области охраны труда осуществляются через запросы, отчеты, ответы на запросы и т.д.
127.3. Переписка с органами государственного надзора и контроля по вопросам охраны труда контролируется лицом, ответственным за организацию охраны труда, и хранится у руководителя учреждения образования.
127.4. Учреждение образования предоставляет информацию о действиях в области охраны труда по письменным запросам любых заинтересованных сторон.
127.5. При закупке материалов учреждение образования запрашивает удостоверения о государственной гигиенической регистрации (сертификаты качества и соответствия).
При закупке спецобуви, спецодежды, других средств индивидуальной защиты учреждение образования запрашивает удостоверение о государственной гигиенической регистрации средств индивидуальной защиты в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов.
127.6. Поставщики обязаны предоставить с технологическим и инженерным оборудованием в учреждение образования паспорта на оборудование и инструкцию по его эксплуатации.
15. УПРАВЛЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИЕЙ
- Функционирование системы управления охраной труда в учреждении образования осуществляется в соответствии с законодательными и иными требованиями в области охраны труда, в т.ч. локальными правовыми актами.
- Документация системы управления охраной труда обеспечивает описание направлений деятельности в области охраны труда и их взаимодействие.
130.Вся имеющаяся документация системы управления охраной труда подразделяется на внешнюю и внутреннюю.
131.К внешней документации относятся:
- нормативные правовые акты Республики Беларусь в области охраны труда;
- документы вышестоящей организации;
- предписания контролирующих органов;
- требования заинтересованных сторон и т.п.
- К внутренней документации относятся:
- документы, разработанные учреждением образования (инструкции, программы и т.п.);
- документы, содержащие данные о состоянии охраны труда, функционировании системы управления охраной труда (записи).
- В учреждении образования установлен следующий порядок управления документацией:
- местонахождение документов — кабинет руководителя учреждения образования;
- своевременный анализ, пересмотр и утверждение документов производятся в устанавливаемые приказом сроки уполномоченными работниками;
- доступ к действующим версиям соответствующих документов во всех местах, где выполняются работы, необходимые для эффективного функционирования системы;
- своевременное изъятие устаревших документов.
- Управление документацией предусматривает:
– разработку, согласование, утверждение, регистрацию и введение в действие документа, а также обозначение подлинника (оригинала) документа и его хранение;
– изготовление рабочих копий, их учет, пересмотр, обновление, отмену, повторное утверждение, обозначение изменений, изъятие и хранение архивных документов.
- Документ содержит:
- установленные подписи, расшифровку подписей и даты подписания документа;
- номер приказа о введении в действие или дату введения в действие;
- нумерацию страниц;
- номер, указывающий, что данный документ учтен и зарегистрирован;
- отметку «КОНТРОЛЬНЫЙ» — на подлиннике, отметку «РАБОЧИЙ» — на копии документа.
136.Разрабатываемые документы соответствуют требованиям технических нормативных правовых актов. Также соблюдаются требования к оформлению (тип и размер шрифта, размеры полей, наличие колонтитулов, порядок нумерации пунктов и подпунктов и др.).
137.Документы вводятся в действие приказом руководителя учреждения образования с указанием даты введения документа в действие.
138.Утвержденные документы системы управления охраной труда регистрируются в Журнале регистрации и выдачи документов системы управления охраной труда по форме (приложение А).
139.Документы считаются учтенными, если на обложке стоит отметка «КОНТРОЛЬНЫЙ» — для контрольного экземпляра, и «РАБОЧИЙ» — для рабочих экземпляров.
140.На копиях документов проставляются номера экземпляров, и документы выдаются в необходимом для работы количестве руководителям подразделений, работникам.
141.Выдаваемые в подразделения, работникам документы регистрируются в Журнале регистрации и выдачи документов системы управления охраной труда лицом, ответственным за организацию охраны труда в учреждении, назначенным приказом руководителя учреждения образования.
142.После получения документов по охране труда руководитель подразделения знакомит с содержанием или обучает работников подразделения работе согласно полученным документам под роспись на обратной стороне документа или в Листе ознакомления.
143.В учреждении образования составляется и периодически актуализируется перечень основных обязательных документов, ведение которых предписано действующим законодательством о безопасности и гигиене труда (приложение Б).
- Документы, подлежащие ежегодному пересмотру, пересматриваются и утверждаются до начала следующего года.
- Порядок внесения изменений аналогичен порядку разработки документов.
- Выдача документов и их копий сторонним организациям допускается с разрешения руководителя учреждения образования.
- Условия хранения документации по охране труда в подразделениях должны обеспечивать ее сохранность, рациональное размещение, удобство для работы с ней и исключать свободный доступ посторонних лиц, возможность утраты и ненадлежащего обращения.
148.Ответственность за хранение учтенных копий документов по охране труда в подразделениях возлагается на руководителей соответствующих подразделений.
- Аннулированные подлинники (контрольный экземпляр) документов хранятся у лица, ответственного за организацию охраны труда, отдельно от действующих.
- На контрольном экземпляре аннулированного документа ставится отметка «АРХИВНЫЙ», и сведения об аннулировании вносятся в Журнал регистрации документов системы управления охраной труда. Архивный экземпляр хранится у лица, ответственного за организацию охраны труда в соответствии с требованиями законодательства.
16. УПРАВЛЕНИЕ ОПЕРАЦИЯМИ
- Управление операциями в учреждении образования осуществляется для обеспечения выполнения основных задач деятельности учреждения в области охраны труда.
- В учреждении образования проводится анализ всех видов деятельности, определяются операции, с которыми связаны опасности и риски.
- В соответствии с требованиями законодательства в учреждении образования с учетом видов деятельности определены процедуры по обеспечению безопасного выполнения всех видов работ и оказываемых услуг, а именно:
- соблюдение законодательства об охране труда при приеме на работу, проведение медицинского осмотра работников;
- обеспечение средствами индивидуальной защиты, соответствующими требованиям безопасности;
- хранение материалов, продукции, погрузо-разгрузочные работы;
- приемка здания после капитального ремонта;
- санитарно-бытовое обеспечение работников;
- обеспечение:
- безопасной эксплуатации оборудования, инструмента;
- безопасной эксплуатации здания;
- выполнения требований охраны труда при перепланировке помещений, создании новых рабочих мест, установке и вводе в эксплуатацию машин и т.п.;
- безопасности при производстве работ с повышенной опасностью;
- пожарной безопасности;
- выполнения требований охраны труда при использовании работниками личного транспорта в интересах учреждения образования;
- аттестации рабочих мест по условиям труда;
- защиты работников от отрицательных последствий воздействия неблагоприятных факторов производственной среды и трудового процесса;
- работников средствами индивидуальной защиты;
- предоставления компенсаций и льгот за работу во вредных и (или) опасных условиях труда;
- контроля за соблюдением работниками требований по охране труда.
17. ГОТОВНОСТЬ К АВАРИЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И РЕАГИРОВАНИЕ НА НИХ
- Аварийная подготовленность и реагирование подразумевают осуществление конкретных действий при аварийных ситуациях, которые могут привести к нанесению вреда жизни или здоровью работников учреждения образования.
- Аварийная подготовленность и реагирование осуществляются в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7, другими нормативными правовыми актами.
- Основными задачами учреждения образования при возможных аварийных ситуациях и реагировании на них являются:
- установление вероятных участков возникновения аварийных ситуаций;
- локализация аварийных участков и ликвидация последствий аварий;
- анализ причин возникновения аварийной ситуации, разработка мероприятий по их устранению и проверка подготовленности работника к локализации и ликвидации последствий возникшей аварийной ситуации.
- К внутренним аварийным ситуациям в учреждении образования относятся:
- повреждение инженерных сетей, сооружений и коммуникаций;
- возникновение аварий в прачечной, на пищеблоке и др.;
- нарушение условий хранения и утилизации использованных ртутьсодержащих ламп;
- возникновение очагов пожаров в помещениях учреждения.
- Подготовленность к возможным аварийным ситуациям включает:
- проведение анализа потенциального риска в деятельности учреждения и определение опасных участков, степени их опасности и возможных последствий;
- разработку порядка действий вслучае возникновения аварийной ситуации и внесение в инструкции по охране труда порядка действий работника при возникновении аварийных ситуаций;
- проведение тренировок работников по выполнению порядка действий в случае возникновения аварийной ситуации;
- проверку и корректировку порядка действий в случае возникновения аварийной ситуации;
- проверку работы пожарной сигнализации;
- проведение анализа подготовленности к локализации и ликвидации аварийных ситуаций и последствий аварий;
- разработку мероприятий по снижению риска ущерба здоровью людей.
- Анализ произошедших аварий включает:
- документальное оформление факта аварии и ее последствий;
- классификацию аварий;
- оценку риска возможного повторения подобной аварии;
- разработку корректирующих мероприятий по предотвращению возможного повторения подобных аварий;
- ознакомление работника с внесенными изменениями.
- В учреждении образования разработан комплекс мероприятий, обеспечивающих своевременную эвакуацию людей и материальных ценностей.
- На всех этажах здания размещаются планы эвакуации людей и материальных ценностей на случай пожара.
18. ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ ЗА СОСТОЯНИЕМ ОХРАНЫ ТРУДА
- Целью контроля является создание здоровых и безопасных условий труда работников, предупреждение несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, аварийных ситуаций.
- Контроль за осуществлением работниками требований по охране труда проводится ежедневно, ежемесячно и предусматривает участие работников в деятельности по улучшению условий и охраны труда, профилактике несчастных случаев и заболеваний на производстве.
19. РАССЛЕДОВАНИЕ НЕСООТВЕТСТВИЙ, НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ, АВАРИЙ И ИНЦИДЕНТОВ. КОРРЕКТИРУЮЩИЕ И ПРЕДУПРЕЖДАЮЩИЕ ДЕЙСТВИЯ
- Расследования несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, аварий и инцидентов в учреждении образования проводятся в соответствии с нормативными правовыми актами.
- Порядок расследования выявленных нарушений, проведения мероприятий по их устранению регламентируется соответствующими документами учреждения образования.
- Нарушения выявляются в плановом порядке:
- при определении опасностей;
- при осуществлении проверок представителями органов государственного надзора и контроля, техническими инспекторами труда отраслевого профсоюза, специалистами Министерства образования Республики Беларусь, руководителем (его заместителем) учреждения образования, общественным инспектором по охране труда;
- при проведении внутренних аудитов.
- С целью выявления несоответствий предусматривается проведение внеплановых проверок в следующих случаях:
- при проведении расследования несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий;
- при проведении мероприятий, связанных с принятием новых нормативных правовых актов по охране труда, замене и модернизации оборудования;
- при поступлении информационных сообщений Министерства образования Республики Беларусь об авариях и несчастных случаях, происшедших в учреждениях образования, организациях, осуществляющих аналогичную деятельность;
- при проведении анализа запросов и претензий заинтересованных сторон.
- Результаты анализа являются основой для принятия решения о степени значимости несоответствия, области распространения и уровне принятия решения о его устранении.
- Причины нарушений могут быть связаны с:
- уровнем подготовленности и ответственности работника в области охраны труда;
- управлением документацией по охране труда;
- невыполнением нормативных правовых актов в области охраны труда;
- несоблюдением работниками регламента эксплуатации оборудования.
- Нарушения выявляются работниками или посетителями учреждения образования.
- Выявленные нарушения регистрируются в журналах контроля за соблюдением работниками требований по охране труда, актах, протоколах ответственными лицами в установленном порядке.
- Для предотвращения и устранения причин нежелательных событий и предупреждения их повторения в учреждении образования предпринимаются предупреждающие и корректирующие действия.
- Если корректирующие и предупреждающие действия требуют выделения дополнительных ресурсов для обеспечения безопасности, то решения по выработанным корректирующим действиям принимает руководитель учреждения образования.
- После осуществления корректирующих и предупреждающих действий анализируется их результативность.
- По результатам расследования несчастных случаев, осуществления корректирующих и предупреждающих действий определяются основные причины недостатков (если таковые будут определены) в системе управления охраной труда и общем управлении учреждением образования.
- Полученные данные передаются руководителю учреждения образования для проведения внепланового анализа функционирования системы управления охраной труда.
- Если по результатам расследования нежелательных событий недостатки в системе управления охраной труда и общем управлении учреждения образования не были выявлены, то результаты расследования нежелательных событий и информация о результативности проведенных корректирующих (предупреждающих) действий является составляющей частью ежегодного анализа функционирования системы управления охраной труда.
- Выходные данные анализа результативности корректирующих и предупреждающих действий используются для включения их в планы управления охраной труда.
20. СТИМУЛИРОВАНИЕ РАБОТНИКОВ ЗА РАБОТУ ПО ОХРАНЕ ТРУДА
- За активную работу по организации, функционированию и совершенствованию системы управления охраной труда, а также за нарушение законодательства Республики Беларусь, локальных правовых актов об охране труда работники стимулируются либо лишаются стимулирующих выплат в соответствии с Положением о материальном стимулировании труда работников, которое является приложением к коллективному договору учреждения.
21. АУДИТ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА
- Аудит проводится для получения достоверной информации о функционировании системы управления охраной труда в целом и предоставления этой информации для анализа руководителю учреждения образования.
- Несоответствия в функционировании системы управления охраной труда, выявляемые в результате проведения аудита, не рассматриваются отрицательно и не служат основанием для привлечения работников к ответственности.
- Для организации аудитов учреждение образования определяет порядок проведения аудитов, их цели и задачи.
- Цели проведения аудитов:
- определение результативности функционирования системы управления охраной труда;
- проверка соответствия деятельности в области охраны труда установленным требованиям;
- обеспечение постоянного совершенствования работы по охране труда.
- Проведение внутренних аудитов включает в себя следующие этапы:
- планирование аудитов — разработка графика (приложение В) и плана проведения аудитов по подразделениям на год (приложение Г);
- проведение внутренних аудитов, оформление результатов, составление отчета (приложение Д);
- разработка, проведение и контроль выполнения корректирующих действий;
- периодический анализ, оценка результативности внутренних аудитов.
- При разработке графика проведения внутренних аудитов учитывается, что каждое подразделение учреждения образования проверяется не реже 1 раза в год. При определении периодичности учитываются результаты предыдущих аудитов.
- Внеплановые аудиты системы управления охраной труда проводятся на основании приказа руководителя учреждения образования в связи с:
- изменениями в видах деятельности учреждения образования;
- изменениями применимых к учреждению образования законодательных и других требований в области охраны труда;
- возникновением несчастных случаев, профессиональных заболеваний, инцидентов, аварий;
- неудовлетворительной оценкой эффективности корректирующих и предупреждающих действий;
- требованиями органов надзора и контроля, органов по сертификации.
- Внутренние аудиты проводят специалисты учреждения образования, прошедшие специальное обучение, либо привлекаемые учреждением образования специалисты, имеющие право проведения аудитов.
- При назначении группы по аудиту один из аудиторов назначается руководителем группы.
- Аудитор не должен проверять свою деятельность.
- Ответственность за организацию проведения внутренних аудитов несет лицо, назначенное приказом руководителя учреждения.
- Аудит проводится непосредственно на рабочих местах путем опроса работников и проверки фактического состояния дел.
- Информацию, полученную в результате опроса, аудиторы должны проверить и подтвердить путем сравнения с информацией из документированных источников, таких как протоколы, отчеты, акты, предписания и другие документы и записи по охране труда.
- Выявленные нарушения аудиторы записывают в отчет о несоответствиях по внутреннему аудиту.
- Заполняя графу отчета «Установленное несоответствие», аудитор приводит основанное на фактах четкое и точное описание того, что не выполняется.
- Аудитор совместно с руководителем проверенного подразделения в графе отчета «Корректирующие действия» указывает меры по устранению нарушений с указанием сроков их выполнения в графе отчета «Срок выполнения».
- Копия отчета о выявленных нарушениях по внутреннему аудиту выдается руководителю проверенного подразделения, а оригинал отчета остается у аудитора.
- В случае невозможности устранения нарушений силами подразделения руководитель подразделения информирует о данной ситуации лицо, ответственное за организацию охраны труда.
- Контроль выполнения корректирующих мероприятий осуществляет лицо, ответственное за организацию охраны труда, отчет об их выполнении представляет руководитель проверенного подразделения.
- При анализе системы управления охраной труда результаты аудитов подлежат периодической оценке.
- После внедрения корректирующих действий руководитель проверенного подразделения (работник, деятельность которого проверялась) приглашает аудитора для проверки внедрения корректирующих мероприятий.
- При положительном заключении аудитор делает отметку о выполнении с указанием даты фактического внедрения корректирующих действий и ставит свою подпись.
22. АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА.
- Целью проведения анализа функционирования системы управления охраной труда в учреждении является обеспечение ее постоянного соответствия установленным требованиям, результативности и совершенствования.
- Для обеспечения периодического анализа функционирования системы управления охраной труда, своевременности разработки корректирующих и предупреждающих действий, мероприятий по совершенствованию системы управления охраной труда в учреждении образования определен следующий порядок:
-ответственность за организацию анализа функционирования системы управления охраной труда возложена на лицо, назначенноеприказом, которое осуществляет сбор, обработку информации для отчета о функционировании системы управления охраной труда,
-анализ функционирования системы управления охраной труда за истекший год проводится в январе следующего года.
- Основанием для проведения анализа функционирования системы управления охраной труда является приказ руководителя.
- Приказ включает следующую информацию:
повестка дня;
дата и время совещания по проведению анализа функционирования системы управления охраной труда;
лица, участвующие в проведении анализа функционирования системы управления охраной труда.
- При необходимости, приказом руководителя учреждения может быть назначено совещание для проведения внеочередного анализа функционирования системы управления охраной труда.
- Проведение анализа функционирования системыуправления охраной труда и принятие решений со стороны руководителя включает в себя следующие основные этапы:
планирование совещания по проведению анализа функционирования системы управления охраной труда;
подготовка необходимой для анализа информации;
анализ системы управления охраной труда руководством и принятие соответствующих решений;
контроль выполнения решений;
доработка по результатам контроля выполнения решений.
- Отчет о результативности функционирования системы управления охраной труда с анализом работы по каждому разделу Положения готовится лицом, ответственным за организацию работы по охране труда и представляется на обсуждение собрания трудового коллектива. (Приложение Е)
- По итогам рассмотрения отчета принимаются решения о совершенствовании функционирования СУОТ и иным вопросам охраны труда, которые оформляются протоколом.
23. КОНЦЕПЦИЯ «НУЛЕВОЙ ТРАВМАТИЗМ» (VISIONZERO)
В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА
- Концепция «Нулевой травматизм» (VisionZero) разработана Международной ассоциацией социального обеспечения (МАСО) и представлена в г.Сингапуре 4 сентября 2017 г. на XXI Всемирном конгрессе по безопасности и гигиене труда.
Концепция «Нулевой травматизм» содержит практический инструмент управления. Таким инструментом является Руководство по реализации Концепции Vision Zero, включающее семь «золотых правил», реализация которых будет способствовать нанимателю в снижении показателей производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. (Приложение 8)