Профилактика преступлений против насилия, жестокого обращения и половой неприкосновенности несовершеннолетних

План проведения республиканской акции Дом без насилия-2024

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор государственного учреждения образования

«Вороничская средняя школа Полоцкого района»

_________________________А.И.Свирко

«____»_________________________2024

 

План проведения 

республиканской профилактической акции «Дом без насилия»

в государственном учреждении образования

«Вороничская средняя школа Полоцкого района»

(с 8 по 17 апреля 2024 года)

Цель:  вовлечение широких слоёв населения в оказание помощи и содействие государственным органам в решении проблем насилия в семье с применением к лицам асоциального поведения мер индивидуальной профилактики правонарушений.

Задачи:

  1. информирование учащихся о службах экстренной психологической помощи, консультационных центрах для пострадавших от домашнего насилия;
  2. профилактика правонарушений в сфере семейных отношений, насилия в семье, жестокого обращения с детьми;
  3. формирование позитивного образа семьи, моделей эффективного внутрисемейного взаимодействия.

 

 

 

 

 

Пункт плана

Пункты республи-канского плана

Пункты районного плана

Наименование мероприятия

Участники

Срок выполнения

Исполнители

 

Подготовительный этап (с 1 по 7 апреля)

1

1

1

Размещение и актуализация информации по вопросам предупреждения насилия в семье, о возможностях государственных органов и общественных организациях в решении проблем насилия в семье в СМИ, на интернет-сайтах, информационных стендах

 

до 7.04.2024

Валюшкина А.А., заместитель директора по основной деятельности, Степанова Е.Л., администратор сайта

 

2

3

3

Транслирование роликов, представленных РОВД, на телевизионных и иных видеосистемах, размещение на интернет-сайтах, социальных сетях, мессенджерах

законные представители обучающихся

с 8.04 по 17.04.2024

Валюшкина А.А., заместитель директора по основной деятельности, Степанова Е.Л., администратор сайта, классные руководители, воспитатели

 

Основной этап (с 8 по 17 апреля)

 

3

10.2

5

Посещение по месту жительства семей, где дети признаны находящимися в социально опасном положении, нуждающихся в государственной защите, многодетных семей, опекунских и приёмных семей, а также семей, где дети проживают совместно с отчимами, сожителями, в том числе в рамках межведомственного рейда «Семья без насилия»

семьи обучающихся

с 8.04 по 17.04.2024

Дубова В.А., педагог социальный, классные руководители 1-11 классов, воспитатели

 

4

10.6

6

Организация выступлений сотрудников РОВД в трудовом коллективе по вопросу предупреждения насилия в семье, разъяснению Закона №151-З

работники учреждения образования

с 8.04 по 17.04.2024

Валюшкина А.А., заместитель директора по основной деятельности

 

5

-

7

Информирование законных представителей обучающихся о проведении республиканской профилактической акции «Дом без насилия», об организациях, оказывающих помощь пострадавшим от домашнего насилия, вопросам межличностного общения, методах и формах педагогического, ненасильственного воспитания детей в семье, о видах и последствиях насилия, жестокого обращения с ребёнком, со стороны родителей; ответственности за жестокое обращение с детьми

законные представители обучающихся

с 8.04 по 17.04.2024

Дубова В.А., педагог социальный, Штукина Е.В., педагог-психолог

 

6

-

-

Консультирование педагогов и воспитателей «Как уберечь подростка от насилия?»

педагоги и воспитатели учреждения образования

с 8.04 по 17.04.2024

Штукина Е.В., педагог-психолог

 

7

-

-

Консультирование законных представителей обучающихся «Непедагогические методы воспитания детей и насилие в семье»

законные представители обучающихся

с 8.04 по 17.04.2024

Дубова В.А., педагог социальный, Штукина Е.В., педагог-психолог

 

8

-

-

Консультирование учащихся «Как помириться с мамой?»

учащиеся 1-11 классов

с 8.04 по 17.04.2024

Дубова В.А., педагог социальный, Штукина Е.В., педагог-психолог

 

9

-

-

Акция «Время доверять»

Изготовление и распространение среди  участников образовательного процесса памяток по предупреждению насилия в семье, телефонов доверия и пунктов помощи

пострадавшим от домашнего насилия.

участники образовательного процесса

с 8.04 по 17.04.2024

Дубова В.А., педагог социальный

 

10

-

-

Встреча с библиотекарем прихода храма иконы Божией Матери «Нечаянная радость» на тему «Духовные ценности современной семьи»

педагоги и учащиеся 8-11 классов

15.04.2024

Валюшкина А.А., заместитель директора по основной деятельности

 

11

-

-

Выставка рисунков «Моя счастливая семья»

воспитанники и учащиеся 1-4 классов

12.04.2024

Воспитатели и классные руководители 1-4 классов

 

12

-

-

Флешмоб «Счастливая семья – это…»

учащиеся 1-11 классов

17.04.2024

Валюшкина А.А., заместитель директора по основной деятельности, классные руководители

 

Заключительный (с 18 по 25 апреля)

 

13

10.8

11

Участие в межведомственном семинаре «Предупреждение жестокого обращения с детьми, профилактика преступлений против половой неприкосновенности. Оказание помощи жертвам насилия»

Заместитель директора по основной деятельности, педагог-психолог, педагог социальный

19.04.2024

 

 

14

-

12

Подведение итогов акции «Дом без насилия». Информирование управления по образованию Полоцкого райисполкома о выполнении Плана проведения республиканской акции «Дом без насилия» в учреждении образования

 

до 17.04.2024

Валюшкина А.А., заместитель директора по основной деятельности, Штукина Е.В., педагог-психолог, Дубова В.А., педагог социальный

 

 

Заместитель директора по основной деятельности                            А.А.Валюшкина

свернуть

Что делать, если ты пострадал?

Консультация "Как помириться с мамой"

ГУО «Социально-педагогический центр Полоцкого района»

Отдел профилактики семейного неблагополучия, социального сиротства

 

Консультация для подростков

«Как помириться с мамой» 

 

Несмотря на то, что родственники постоянно ссорятся между собой, ссоры с матерью особо травмируют наши чувства. Это происходит потому, что мама больше остальных переживает за нашу судьбу, она пытается уберечь нас от ошибок, предугадать возможные сложности в жизни. Прежде, чем помириться с мамой, необходимо понять мотивы ее поведения. Почему возникла ссора? Ведь в каждой ссоре виноваты два человека. И в данный момент не стоит винить во всем случившимся только маму. Посмотри на себя со стороны, что ты мог (могла) сделать не так, какие твои действия ее расстроили, заставили начать нервничать и переживать? Если ты не поймешь проблему, то ты из раза в раз будешь наступать на одни и те же грабли, расстраивать близкого человека, доказывать то, что ты не можешь почувствовать маму. Другой вариант развития событий – ты будешь избегать подобных ситуаций, не понимая, почему же все-таки происходят ссоры. Постарайся себя поставить на место мамы. Что бы ты сделал (сделала) в данной ситуации, если бы на твоем месте была твоя дочь (твой сын)? Да, сейчас это представить нелегко, но все-таки можно попробовать. Может быть, твоя мама сказала далеко не все, что хотела бы сказать, поэтому лучшим методом примирения будет обычный разговор. Только не миритесь в людном общественном месте. Во время примирения важен не сам факт, что вы снова начали общаться. Вам важно понять, что проблема решена, что вы поняли, осознали и простили друг друга. Для доверительной беседы лучше всего подойдет тихая домашняя обстановка. Не пиши СМС. СМС – это лишь текст, который мы передаем посредствам сотовой связи. Текст никогда не заменит эмоций и живых слов.

Начинай говорить первой (первым): сядь, спокойно выдохни и предложи маме поговорить. Скажи, что долго думал (думала) о той ситуации и пришёл (пришла) к выводу, что ты неправа. Расскажи конкретно в чем и в каких моментах ты совершила ошибку. Не трогай действия своей мамы, если она захочет, она сама признает свои ошибки. В любом случае, она уже не раз думала о вашей ссоре, не раз прокручивала в голове случившиеся моменты. Включи в разговор свою маму. Для этого достаточно произнести простую разу: «Ты мне скажи, если я что-то не заметила (не заметил) или что-то не так поняла (понял)». Здесь твоя мама будет вынуждена либо согласиться с твоим мнением, либо высказать свою точку зрения на произошедшие события. Внимательно прислушивайся к словам мамы. Даже если тебе в этот момент кажется, что она не права, не перебивай и не доказывай свою точку зрения. Постарайся принять близкого тебе человека со своими мыслями, чувствами и переживаниями. Да, она видит ситуацию с несколько иной позиции, она может не знать всей информации, но она искренне волнуется за тебя, переживает. Она хочет тебе только счастья и уже это стоит того, чтобы промолчать и не вступать в перебранку. Итак, после доверительного разговора, обнимитесь. И более к данной ссоре не возвращайтесь. Расскажи ей о своей учебе, о том, что тебе интересно, о том, чем ты сегодня занималась (занимался), с кем и о чем разговаривала (разговаривал). Поверь, твоей маме интересно абсолютно все, что связано с твоей жизнью, поэтому наслаждайся общением и легкостью, которая обязательно будет после примирения.

Чтобы ссор было как можно меньше, попробуй следовать рекомендациям:

 

  • Проявляй участие к своим родителям. Они устают на работе, дома. Порадуй их чем-нибудь. Это помогает наладить контакт.
  • Постарайся объясняться с родителями человеческим языком— это даст лучший результат, нежели крики и хлопанье дверьми.
  • Попроси родителей рассказать о своей юности, о конфликтах с родителями. Это приведет к более глубокому пониманию между вами.
  • Помни, что иногда у родителей бывает просто плохое настроение, надо выждать время.
  • Если родители ведут себя с тобой, как с маленьким ребенком, напомни вежливо им, что ты уже повзрослел и хотел бы вместе с ними решать проблемы, связанные с твоей жизнью.
  • Дай понять родителям, что ты нуждаешься в их совете и помощи. Это поможет установить дома благоприятную обстановку.
  • Разговаривай со своими родителями, сообщай им новости твоей жизни.
  • Старайся не обманывать родителей. Тайное все равно становится явным.
  • Помни, что родители тоже могут совершать ошибки. Будь снисходителен.
  • Родительский запрет чаще всего оказывается правильным решением. Задумайся, что бы произошло, если бы тебе было позволено все!
  • Если произошла ссора и ты чувствуешь себя виноватым, найди в себе силы подойти первым. Уважение ты не потеряешь, поверь.
  • Установи с родителями границы личной территории, но не раздражаясь, не требуя. Просто попроси их об этом.
  • Работа по дому служит отличной подготовкой к самостоятельной жизни. Отнесись к ней с пониманием.
  • Возвращение домой к определенному времени — это способ оградить тебя от неприятностей, то есть мера безопасности. Если задерживаешься, обязательно позвони, они же волнуются! Побереги их для себя.
  • О наказаниях. Родители могут прекратить поощрения, отлучить тебя от друзей. И все это может произойти, как ты считаешь, из-за пустяка. Родителей же этот "пустяк" может вывести из себя. Подумай, может быть, родители видят опасность, которую ты либо не осознаешь, либо приуменьшаешь.

 

  • Требуй, чтобы родители объясняли мотивы своего поведения по отношению к тебе и твоим друзьям. Может быть, тебе станет понятно, почему они поступают так или иначе.
  • Если ты зол на кого-либо из друзей, учителей, раздражен на грязь, слякоть, а также на "двойку", поставленную "ни за что", не срывай зло на родителях. Это не благоразумно и приводит к печальным последствиям.

 

свернуть

Половая неприкосновенность (листовки)

Что такое насилие?

Что такое насилие?


Насилие в семье – это умышленные действия физической, психологической, сексуальной направленности одного члена семьи по отношению к другому члену семьи, нарушающие его права, свободы, законные интересы и причиняющие ему физические и психические страдания.
Агрессия – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей, наносящее вред, физический/моральный ущерб или вызывающее у людей психологический дискомфорт.
Агрессор (обидчик, насильник) – нынешний или бывший член семьи, близкий человек, совершивший физическое, сексуальное, психологическое или экономическое насилие в семье либо угрожавшей его применением в отношениях с целью власти и контроля над другим человеком.
Домашнее насилие – любой акт насилия со стороны интимных партнеров, совершенный, как правило, на основании полового признака, который причиняет физический или психологический ущерб или страдания другому партнеру, а также, угрозы совершения таких актов, принуждение или произвольное лишение свободы в общественной или личной жизни.
Насилие – преднамеренное применение физической силы или власти, действительное или в виде угрозы, направленное против себя, иного лица, группы лиц или общины, результатом, которого являются (или имеется высокая степень вероятности этого) телесные повреждения, смерть, психологическая травма, отклонения в развитии или различного рода ущерб.
Насилие в семье (домашнее насилие) – умышленное действие физического, психологического, сексуального характера члена семьи по отношению к другому члену семьи, нарушающие его права, свободы, вопреки согласию законные интересы и причиняющие ему физические и (или) психические страдания.
Защитное предписание – установление агрессору, совершившему насилие в семье, ограничений на совершение определенных действий. Защитное предписание выносится агрессору в письменной форме руководителем органа внутренних дел или его заместителем на срок от 3-х до 30-ти суток.
Конвенция о предупреждении и борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием Совета Европы (далее – Конвенция Совета Европы)является наиболее полным международным договором, посвященным проблеме гендерного насилия. Основной упор Конвенция делает на предупреждении насилия, защите пострадавших и наказании тех, кто совершил преступления. В документе также содержится призыв к расширению координации и сотрудничества между государством и неправительственными организациями. Окончательный текст Конвенции был представлен 11 мая 2011 г. в Стамбуле.
«Кризисная» комната – оборудованное помещение, которое создается с целью предоставления временного пребывания и оказания квалифицированной психологической, юридической, реабилитационной и социальной помощи лицам, находящимся в кризисном состоянии (опасном для здоровья и жизни состоянии, в конфликте с другими членами семьи, подвергшимся психофизическому насилию, жертвам торговли людьми), в территориальных центрах социального обслуживания населения Республики Беларусь.
Социальная услуга временного приюта – предоставление временного места пребывания гражданам, не имеющим определенного места жительства либо по объективным причинам утратившим возможность нахождения по месту жительства и месту пребывания (для жертв торговли людьми, лиц, пострадавших от насилия, террористических актов, техногенных катастроф и стихийных бедствий).
Трудная жизненная ситуация – ситуация, объективно нарушающая нормальную жизнедеятельность гражданина и сложная для самостоятельного разрешения.
Газлайтинг – это форма психологического насилия, цель которого – посеять у другого человека сомнения в реальности происходящего и собственном восприятии реальности, выставление человека сумасшедшим. Агрессор убеждает жертву в том, что она заблуждается в мыслях и чувствах о себе самой или своей жизни. Это может выражаться в отрицании фактов насилия в прошлом, что они неестественны и вызваны усталостью, магнитными бурями, непониманием, недостатком компетентности, скрытым психическим расстройством и т. п. Постепенно жертва начинает мириться с тем, что с ней что-то не в порядке, что не дает ей реально смотреть на вещи. Название пошло от американского фильма «Gaslight» (1944 г.), в котором девушка становится свидетельницей странных повторяющихся явлений, в то время как ее муж, чьими действиями вызваны эти явления, уверяет, что ей всё мерещится, и чуть не доводит жену до психоза.
Сталкинг (англ. stalking – преследование) – это форма психологического насилия, в котором агрессор осознанно, настойчиво, снова и снова вторгается в личную жизнь жертвы, с которой у него нет отношений (не было вообще или уже нет). Выражается в продолжительном и повторяющемся преследовании, запугивании, слежении и/или домогательстве кого-либо. В большинстве случаев целью сталкинга является принуждение к отношениям человека, который не желает этого. Около 50 % сталкеров – бывшие партнеры, которые начинают преследование после расставания или развода. Хотя сами сталкеры часто утверждают, что их действия продиктованы влечением, любовью или ревностью, но по данным психологов, подлинной мотивацией сталкеров является стремление установить контроль над жертвой. Поведение сталкеров, как правило, носит циклический характер и в этом сходно с домашним насилием: начиная с попыток «доказать свою любовь», посылая жертве письма, цветы или подарки, сталкер затем переходит к оскорблениям и угрозам, которые в конце концов может привести в исполнение.
Посттравматическое стрессовое расстройство (далее – ПТСР) («вьетнамский синдром», «афганский синдром» и т. п.) – тяжелое психическое состояние, которое возникает в результате единичной или повторяющихся психотравмирующих ситуаций: военных действий, домашнего насилия, террористических актов, природных катастроф, тяжелой физической травмы, болезни, угрозы смерти, службы в милиции и т. д. При ПТСР группа характерных симптомов, таких как психопатологические переживания, избегание либо выпадение памяти о травмирующих событиях и высокий уровень тревожности, беспомощности, крайнего ужаса и страха, постоянная бдительность и ожидание угрозы, сохраняется на протяжении длительного времени после психологической травмы.
Синдром избиваемых жен (англ. Battered wife syndrome) – это психологическое состояние женщины, которая хронически испытывает различные виды домашнего насилия, однако остается в опасных деструктивных отношениях в связи с тем, что на данный момент вследствие нехватки внешних и внутренних ресурсов ей легче страдать в семье, чем что-либо менять. Впервые ввела данное понятие доктор Ленор Э. Уокер, чтобы описать эмоциональное состояние и установки избиваемой женщины. В данном случае избиваемой женщиной считается та, которая пережила как минимум два полных цикла насилия со стороны партнера.
Стокгольмский синдром (англ. Stockholm Syndrome) – термин в психологии, описывающий защитно-подсознательную травматическую связь, взаимную или одностороннюю симпатию, возникающую между жертвой и агрессором в процессе захвата, похищения и/или применения (или угрозы применения) насилия. Под воздействием сильного шока «заложники» начинают сочувствовать своим захватчикам, оправдывать их действия и в конечном счете отождествлять себя с ними, перенимая их идеи и считая свою жертву необходимой для достижения «общей» цели. Бытовой стокгольмский синдром, возникающий в доминантных семейно-бытовых отношениях, является второй наиболее известной разновидностью стокгольмского синдрома. Авторство термина «стокгольмский синдром» приписывают криминалисту Нильсу Бейероту (Nils Bejerot), который ввел его во время анализа ситуации, возникшей в Стокгольме во время захвата заложников при ограблении банка в августе 1973 г. Механизм психологической защиты, лежащий в основе стокгольмского синдрома, впервые был описан Анной Фрейд в 1936 г., когда и получил название «идентификация с агрессором».
Межведомственное взаимодействие – это комплекс мер, целью которых является оказание комплексной, своевременной и преемственной помощи пострадавшим от домашнего насилия, в котором описаны система идентификации и перенаправления, порядок взаимодействия должностных лиц, а также порядок действий сотрудников органов, организаций и учреждений при оказании прямой помощи пострадавшим от насилия.

 

 


Виды насилия:


Психологическое насилие – нанесение вреда психологическому здоровью человека, проявляющееся в оскорблениях, запугивании, угрозах, шантаже, контроле и т. п.
Сексуальное насилие – насильственные действия, при которых человека силой, угрозой или обманом принуждают вопреки его желанию к какой-либо форме сексуальных отношений.
Физическое насилие – прямое или косвенное воздействие на жертву с целью причинения физического вреда, выражающееся в нанесении увечий, тяжелых телесных повреждений, побоях, пинках, шлепках, толчках, пощечинах, бросании объектов и т. п.
Экономическое насилие – материальное давление, которое может проявляться в запрете работать или обучаться, лишении финансовой поддержки, полном контроле над расходами.

Признаки насилия:


Вы боитесь настроения своего близкого.
Вам запрещают, видится с подругами, родственниками
На Вас постоянно кричат, оскорбляют, критикуют, угрожают.
Вас унижают в присутствии детей, друзей, родственников.
Вам запрещают без разрешения выходить из дома, работать или даже искать работу.
Заставляют Вас вступать в интимные отношения против Вашей воли.
Наказывают детей, когда злится на Вас.
Вы чувствуете свою зависимость от воли, настроения, желаний близкого.
Вам угрожают, что не дадут денег (выгонят из дома или квартиры, не дадут, видится с детьми и т.п.), если Вы не выполните условия Вашего близкого.
Вы в семье чувствуете себя беспомощной, никому не нужной, без вины виноватой…

 

Признаки насилия в семье в отношении женщин:

Домашнее насилие проявляется в отношениях супругов или близких партнеров, бывших супругов или бывших интимных партнеров, родителей, детей, внуков, других родственников или близких людей, проживающих вместе или приходящих в дом на правах близких людей.
Женщины, подвергшиеся домашнему насилию, находятся в состоянии кризиса, который можно охарактеризовать следующими признаками:
- Психологическое и физиологическое напряжение, вызывающее дискомфорт.

- Ощущение паники, когда человек чувствует себя неадекватным, беспомощным.

- Стремление к улучшению состояния, забывая о проблеме.

- Снижение активности, трудоспособности.

Впоследствии домашнего насилия у женщин наблюдаются признаки, соответствующие посттравматическому стрессовому расстройству:

- симптомы: головокружение, дрожь, потливость, понос, частые мочеиспускания, покалывание в области языка, скрипение зубами, срывающийся голос, нечеткость зрения, приливы жара и холода, ощущение слабости, сердцебиение, боль в груди, пульсация в сосудах, частые вздохи, покраснение или бледность кожи и т.д.;
- хроническое чувство вины;
-насильственно вторгающиеся в сознание воспоминание о «непереносимых» событиях;
- агрессивность и импульсивное поведение со вспышками насилия, злоупотребление алкоголем и наркотиками, беспорядочность сексуальных связей при замкнутости и подозрительности;
- синдром прогрессирующей астении (быстрое старение, падение веса, психическая вялость, стремление к покою);
- рентное состояние(пассивная жизненная позиция с осознанной выгодой от полагающих льгот, привилегий, стремление к статусу инвалида, хронически больного человека).

Эти состояния обладают определенной динамикой: с возрастом они могут не только не ослабевать, а становиться все более выраженными!!!

Признаки насилия над детьми:

Нарушения физического и психического развития.
Такие дети:
- отстают в росте, массе, или и в том и другом от своих сверстников;
- позже начинают ходить, говорить, реже смеются;
- значительно хуже успевают в школе, чем их одногодки;
- часто наблюдаются "дурные привычки": сосание пальцев, кусание ногтей, раскачивание, занятие онанизмом;
- у них припухлые, "заспанные" глаза, бледное лицо, всклокоченные волосы, неопрятность в одежде, другие признаки гигиенической запущенности - педикулез, сыпи, плохой запах от одежды и тела.

2. Психологические особенности:
- часто испытывают гнев, который чаще всего изливают на более слабых: младших по возрасту детей, на животных. Часто их агрессивность проявляется в игре, порой вспышки их гнева не имеют видимой причины. Или чрезмерно пассивны, не могут себя защитить. И в том, и в другом случае нарушается контакт, общение со сверстниками;
- любым путём привлекают к себе внимание, что иногда проявляется в виде вызывающего, эксцентричного поведения;
- несвойственные возрасту познания о сексуальных взаимоотношениях, что проявляется в их поведении, в играх с другими детьми или с игрушками (при сексуальном насилии);
- низкая самооценка, которая способствует сохранению и закреплению чувства вины, стыда, неполноценности;
- высокая частота депрессий. Это проявляется в приступах беспокойства, безотчетной тоски, чувстве одиночества, в нарушениях сна. В старшем возрасте, у подростков могут наблюдаться попытки покончить с собой или завершенные самоубийства.

3. Социальные последствия:
- трудности социализации: у них нарушены связи с взрослыми, нет соответствующих навыков общения со сверстниками, они не обладают достаточным уровнем знаний и эрудицией, чтобы завоевать авторитет в школе и др.;
- пристрастие к алкоголю, наркотикам; они начинают воровать и совершать другие уголовно наказуемые действия;
- проституция, нарушение половой ориентации, трудности при создании собственной семьи; они не могут дать своим детям достаточно тепла, поскольку не решены их собственные эмоциональные проблемы.


4. Признаки в поведении родителей (законных представителей), склонных к жестокому обращению с детьми:
- противоречивые, путаные объяснения причин возникновения травмы у ребенка, обвинение в случившемся самого пострадавшего;
- отсутствие обеспокоенности за судьбу и здоровье ребенка, бездействие или позднее обращение за медицинской помощью, зачастую – лишь по инициативе посторонних лиц;
- неадекватная оценка тяжести травмы, стремление ее преувеличить или преуменьшить;
- эмоциональная холодность в обращении с ребенком, отсутствие ласковых слов и жестов;
- обеспокоенность собственными проблемами, рассказы о том, как их наказывали в детстве;
- негативная характеристика ребенка, возложение на него ответственности за собственные неудачи, отождествление с нелюбимым родственником;
- алкогольная или наркотическая зависимость, признаки психических расстройств или проявление патологических черт характера (агрессивность, возбуждение и т. п.).


Признаки насилия над пожилыми людьми:


Физическое насилие:
- следы ударов, шрамы, порезы на руках, лице, ногах и других частях тела;
- переломы или ушибы;
- следы ожогов.

Сексуальное насилие:
- сексуальное прикосновение к пожилому человеку без его согласия;
- принуждение пожилого человека раздеваться;
- принуждение пожилого человека вступать с ним в сексуальный контакт.

Психологическое насилие:
- постоянный крик и угрозы в сторону пожилого человека;
- ругань и использование неприличных слов;
- унижение пожилого человека;
- игнорирование пожилого человека, когда он о чем-либо просит;

Финансовая эксплуатация:
заказ услуг, совершение пожертвований или ненужных расходов;
неожиданные финансовые проблемы или пропажа денег;
использование банковской карты, когда пожилой человек не может ходить;
пропажа денег на банковском счету или наличных.
Индикаторы риска жестокого обращения к пожилому человеку, к инвалиду:

- выглядит усталым или испытывающим стресс;
- кажется чрезмерно обеспокоенным или, наоборот, беззаботным.
Если агрессор, проживающий совместно с пожилым человеком (инвалидом):
- имеет опыт злоупотребления алкогольными напитками, другими веществами или жестокого обращения с другими людьми;
- не хочет, чтобы с пожилым беседовали наедине;
- занимает оборонительную реакцию, когда ему задают вопросы;
- настроен враждебно, уклоняется от беседы;
- ведет себя агрессивно.

Признаки личностной деформации:
- На психологическом уровне: нарушение сна, кошмары, повторяющиеся воспоминания, сложности с концентрации внимания, повышенная возбудимость, ощущение враждебности общества, депрессивное состояние, внезапные вспышки агрессии.
- На физиологическом уровне: ощущение нехватки воздуха, дискомфорт в желудке, внутренние спазмы, головные боли.
- На уровне поведения: злоупотребление алкоголем или наркотиками, проблемы с питанием, суицидальные попытки или мысли, нарушения взаимоотношений с окружающими, избегание общения, подозрительность, неверие в искренность хорошего отношения.

Характерное следствие домашнего насилия – так называемая «выученная беспомощность». Чем дольше длятся отношения с насилием, тем все более беспомощней чувствует себя пожилой человек.
За оказанием помощи обращаться в отделение социальной адаптации и реабилитации по адресу г. Полоцк, ул. Ф. Скорины, 12, каб. 24, 25
тел. 8 (0214) 46 11 58 с 8.00 до 17.00 или
по телефону доверия 8(0214) 46 17 95

В критических ситуациях, когда агрессия проявляется в форме сексуального, физического либо психологического воздействия, звонок в милицию является действенным способом остановить насилие.
Тел. РОВД 46 32 02, 46 35 86 с 17.00 до 8.00

свернуть

"Не ходи туда!" Опасные вечеринки

Как оградить себя от насилия

Советы для самых маленьких

  • Никогда не садись в автомобиль с незнакомым человеком. Если кто – то об этом просит – немедленно расскажи родителям
  • Всегда играй в компании друзей
  • Никогда не принимай подарки (сладости) от незнакомцев без разрешения старших.
  • Никогда не соглашайся, куда-либо идти в сопровождении незнакомых людей
  • Кричи со всей силы, если кто-то хочет тебя заставить сесть в автомобиль или куда-то идти
  • Запомни свой адрес и номер телефона (включая код города), телефон 102
  • Всегда носи с собой список рабочих телефонов родителей
  • Запомни секретный пароль, и соглашайся идти только с людьми, которые знают пароль
  • Никогда не позволяй кому-то прикасаться к тебе. Сразу расскажи старшим, если это случилось
  • Помни, что твои родители любят тебя и никогда не накажут за сообщение правды
  • В случае нападения беги к зданию с вывеской «Здесь можно вызвать милицию».

Советы для детей младших классов

  • Всегда сообщай родителям, куда ты идешь
  • Всегда гуляй в компании друзей
  • Не ходи с друзьями в безлюдные места ночью
  • Не принимай подарков от незнакомцев
  • Если кто - то предлагает сопровождать тебя – спроси разрешения у  родителей
  • Если испугался – беги к людям
  • Ни с кем не обсуждай своих проблем, как бы плохо тебе не было
  • Не открывай никому дверь и не отвечай на вопросы через дверь
  • Если кто – то пытается ворваться в квартиру, звони в милицию а затем открой окно и кричи, зови на помощь
  • Если люди в автомобиле спрашивают тебя, как куда-нибудь доехать, – не подходи близко и ни в коем случае не соглашайся сопроводить их даже если тебе по пути
  • Никто не имеет право прикасаться к тебе. Не стесняйся сказать это тому, кто это попробует сделать
  • Если кто - то испугал тебя, сразу иди в безопасное место, туда, где много людей
  • Всегда настаивай на получении разрешения от родителей, если тебя куда-нибудь приглашают

 

Советы для подростков

 

  • НЕ УБЕГАЙ ИЗ ДОМА! Если жизнь дома невыносима, поговори с преподавателем, или кем-то кого ты уважаешь. Как только ты убежишь из дома ты окажешься в руках людей, которые попробуют использовать тебя в наркобизнесе, порнографии или проституции
  • Будь очень осторожен с людьми, предлагающими свою дружбу. Помни, что, когда ты чувствуешь себя одиноким или угнетенным, вы – простая цель для негодяя, который притворно будет заботиться о тебе
  • Никогда не принимай приглашения в безлюдные или неизвестные места. Будь осторожен с людьми, предлагающими тебе работу со слишком хорошей оплатой. Если хочешь подработать, найди работу через знакомых.
  • Никогда не соглашайся, чтобы тебя фотографировали незнакомые люди, даже если они обещают сделать тебя знаменитым и говорят, что все знаменитости так начинали
  • Никогда не садись в автомобиль с незнакомцами
  • Гуляй в группах или с другом
  • Всегда сообщай родителям, где Вы с друзьями собираетесь быть, и сообщай им об изменении планов
  • Никто не имеет право прикасаться к тебе без твоего согласия. Не стесняйся сказать это тому, кто это попробует сделать
  • Доверься интуиции, если тебе страшно, значит, на это есть причины

 

свернуть

Как защититься от насилия в семье