- Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цель: восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.
- Организация начала урока.
- Проверка домашнего задания.
- Подготовка учащихся к усвоению.
- Изучение нового материала.
- Первичная проверка усвоения знаний.
- Первичное закрепление знаний.
- Контроль и самопроверка знаний.
- Подведение итогов урока.
- Информация о домашнем задании.
- Урок закрепления знаний.
Цель: вторичное осмысливание уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению.
Логика процесса закрепления знаний:
- Актуализация опорных знаний и их коррекция.
- Определение границ (возможностей) применения этих знаний: что с их помощью можно определить, где применить?
- Пробное применение знаний.
- Упражнения по образцу и в сходных условиях с целью выработки умений безошибочного применения знаний.
- Упражнения с переносом знаний в новые условия.
- Урок комплексного применения ЗУН учащихся.
Цель: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия.
Логика процесса комплексного применения ЗУН:
- Актуализация ЗУН, необходимых для творческого применения знаний.
- Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.
- Усвоение образца комплексного применения ЗУН.
- Применение обобщенных ЗУН в новых условиях.
- Контроль и самоконтроль знаний, умений и навыков.
- Урок обобщения и систематизации знаний.
Цель: усвоение знаний в их системе.
- Подготовка учащихся: сообщение заранее темы (проблемы), вопросов литературы. Вооружение учащихся во время обобщающей деятельности на уроке необходимым материалом: таблицами, справочниками, наглядными пособиями, обобщающими схемами, фрагментами фильмов. Самое главное в методике обобщения – включение части в целое.
- Урок проверки, оценки и коррекции ЗУН учащихся.
Цель: определение уровня знаний, сформированности УН, комплексного их применения. Закрепление и систематизация знаний. Коррекция знаний, умений и навыков.
В процессе учебно-воспитательной деятельности учащихся лежит деятельность, направленная на выполнение постепенно усложняющихся заданий за счет комплексного охвата знаний, применение их на разных уровнях:
- Уровень осознанно воспринятого и зафиксированного в памяти знания. Это значит: понял, запомнил, воспроизвел.
- Уровень готовности применять знания по образцу и в сходных условиях. Это значит: понял, запомнил, воспроизвел, применил по образцу и в измененных условиях, где нужно узнать образец.
- Уровень готовности к творческому применению знаний. Это значит: овладел знаниями на 2 уровня и научился переносить в новые условия.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Словесные методы: при формировании теоретических и фактических знаний и решении всех других задач обучения.
Наглядные методы: для развития наблюдательности, повышения внимания к изучаемым вопросам.
Практические методы: для развития практических умений и навыков.
Репродуктивные методы: для формирования знаний, умений и навыков.
Проблемно-поисковые: для развития самостоятельности мышления, исследовательских умений, творческого подхода к делу.
Индуктивный метод: для развития умения обобщать, осуществлять индуктивные умозаключения (от частного к общему).
Дедуктивные методы: для развития умения осуществлять дедуктивные умозаключения (от общего к частному) и развития умения анализировать явления.
Методы самостоятельной работы: для развития самостоятельности в учебной деятельности, формирования навыков учебного труда.
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Активность (от лат. activus - деятельный) - это психическое качество, черта характера личности, выражающаяся в усиленной деятельности человека.
Исследования показали, что люди хорошо запоминают лишь 10% того, что прочитали, 20% того, что услышали, 50% того, что услышали и увидели, 70% того, что говорят и пишут, 90% того, что сделали своими руками. Совершенно ясно, что использование всех видов деятельности даёт наилучший результат.
Познавательная (учебная) активность школьника выражается в стремлении учиться, преодолевая трудности на пути приобретения знаний, в приложении максимума собственных волевых усилий и энергии в умственной работе. Речь идет не только о внешней активности (поднятие рук, переписывание, списывание готового решения задачи, бездумное перелистывание книги и т.п.), а главным образом - о внутренней, мыслительной активности школьника, о творческом мышлении.
Психологи убеждают, что познавательная активность школьника - качество не врожденное и не постоянное, она динамически развивается, может прогрессировать и регрессировать под воздействием школы, товарищей, семьи, труда и других социальных факторов. На уровень активности сильно влияют отношение учителя и стиль его общения на уроке, успеваемость и настроение самого школьника (успехи в учебе и положительные эмоции повышают познавательную активность), поэтому у одного и того же ученика на различных уроках познавательная активность резко меняется в зависимости от того, какой учитель учит, чему учит, как учит, как он умеет активизировать класс.
Под активизацией познавательной деятельности подразумевается целенаправленная педагогическая деятельность учителя по повышению уровня (степени) учебной активности школьников, по стимулированию у них познавательной активности. Действия учителя, которые побуждают школьников к старательному учению, способствуют созданию положительного отношения к учебной работе и знаниям, являются средствами активизации.
Разумеется, степень познавательной активности ученика зависит и от них самих, от их воспитанности, сознательности, любознательности, волевых усилий, ведь ученик - не только объект, но и субъект учебного процесса. Но если даже у старшеклассника эти качества не проявляются, то формирование их тоже входит в профессиональную функцию учителя. Вся трудность, диалектическая противоречивость обучения в том и заключается, что на уроке необходима познавательная активность учащихся, а она сама зависит от учителя, от его умения активизировать их. Степень активности школьников является реакцией на методы и приемы работы учителя, интегративным показателем его педагогического мастерства.
Следовательно, активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников, побуждают их к старательному учению. При активных методах все учащиеся класса на уроке работают интенсивно, внимательно, с интересом и желанием: слушают - думая, наблюдают - думая, читают - думая, выполняют практические задания - думая. Подчеркиваем: в современной школе активными методами можно считать только те, которые побуждают к активному, старательному учению именно всех учащихся классного коллектива, а не только сильных, одаренных.
Какие же конкретно методы обучения относятся к активным? В публикациях перечня таких методов не встречается. В школьной практике, да и методической литературе, традиционно принято делить методы обучения по источнику знаний на три группы: словесные (рассказ, объяснение, лекция, беседа, чтение); наглядные (демонстрация опытов, экранных и других наглядных пособий), и практические (лабораторные и практические работы). Какие из них - активные? На этот вопрос такая классификация методов ответа не дает, ибо она основана на внешних признаках методов, а не на их сущности. Между тем каждый из этих методов может быть и более активным, и менее активным - пассивным, в зависимости от творчества учителя, главным образом, от его умения создавать на уроке проблемную ситуацию, и вовлекать учащихся в ее решение.
Например, активным методом обучения принято называть лабораторную работу, ибо в ней есть практическо-моторная деятельность. Между тем не всякая лабораторная работа действительно становится активным методом - ведь не любая ручная работа учащихся, как показывает школьная жизнь, сочетается с высшим уровнем их мыслительной деятельности - творческим мышлением, - без чего роль сводится лишь к пассивному исполнению, репродукции известных действий
Следовательно, традиционное деление методов обучения на словесные, наглядные, практические не позволяет однозначно решать, какие из них активные (активизирующие), поэтому в современной педагогической науке существует и другая классификация методов обучения: деление их, по уровню познавательной активности учащихся, на две группы (варианта): проблемно-поисковые и репродуктивные (объяснительно-иллюстративные). Вот эти проблемно-поисковые методы и следует в первую очередь, по нашему мнению, относить к числу активных методов обучения на уроках
К нетрадиционным типам урока относятся: урок - ролевая игра, урок-конференция, урок-состязание, урок-спектакль, урок-аукцион, урок тестового контроля, урок обобщения и др. О некоторых из них были публикации в журнале “Биология в школе” (1988, № 5; 1991, № 5, с. 30-34, № 6, с.73-74 и др.), поэтому о них распространяться не будем, а о других речь пойдет ниже.
Говоря о нетрадиционных типах урока вообще, напомним прежде всего, что они возникали, как правило, в недрах традиционных типов урока путем их перестройки, совершенствования. Подобно тому, как композиторы по разному и каждый по своему, используя семь нотных знаков, сочиняют все новые и новые мелодии, творчески работающие учителя путем перекомбинации известных методов, приемов и обновляя содержание обучения, создают новые типы урока. Формы учебных занятий.
Выбор методов активного обучения зависит от различных факторов. Но в первую очередь выбор метода определяется дидактической задачей занятия. Для выбора конкретного активного метода можно воспользоваться приведенной классификацией методов активного обучения.
Дидактические цели занятий
|
Метод активного обучения
|
Использование ИКТ
|
Обобщение ранее изученного материала
|
Групповая дискуссия, мозговой штурм
|
Презентация
|
Эффективное предъявление большого по объему теоретического материала
|
Мозговой штурм, деловая игра
|
Просмотр видеоролика, работа с компьютерной программой
|
Развитие способности к самообучению
|
Деловая игра, ролевая игра, анализ практических ситуаций
|
Презентация, просмотр видеоролика, работа с компьютерной программой
|
Повышение учебной мотивации
|
Деловая игра, ролевая игра
|
работа с компьютерной программой
|
Отработка изучаемого материала
|
Тренинги
|
работа с компьютерной программой; презентация; тестирование
|
Применение знаний, умений и навыков
|
Баскет – метод
|
работа с компьютерной программой; презентация
|
Использование опыта учащихся при предъявлении нового материала
|
Групповая дискуссия
|
Презентация, просмотр видеоролика, прослушивание аудиозаписи
|
Моделирование учебной или профессиональной деятельности учащихся
|
Деловая игра, ролевая игра, анализ практических ситуаций
|
Работа с компьютерной программой.
|
Обучение навыкам межличностного общения
|
Ролевая игра
|
Работа с компьютерной программой, презентация
|
Эффективное создание реального объекта, творческого продукта
|
Метод проектов
|
Презентация, текстовой и графический редактор
|
Развитие навыков работы в группе
|
Метод проектов
|
Работа с компьютерной программой, офисными программами
|
Выработка умения действовать в стрессовой ситуации, развитие навыков саморегуляции
|
Баскет-метод
|
Программа “ИБИС”
|
Развитие навыков принятия решений
|
Анализ практических ситуаций, баскет-метод
|
Просмотр видеороликов, работа с компьютерной программой
|
Развитие навыков активного слушания
|
Групповая дискуссия
|
Прослушивание аудиозаписи, просмотр видеоролика
|
Cуществует несколько видов классификаций методов активного обучения.
Мы более подробно изучим классификацию по М. Новик. Она делит все активные методы на 2 группы: неимитационные и имитационные. Последние подразделяя на 2 вида-игровые и неигровые.
Имитационные
- Игровые (Деловые игры (исследовательская, учебная),Игровое проектирование, Ролевая игра, Оргдеятельностные игры)
- Неигровые (Анализ конкретных ситуаций, Тренинг)
Неимитационные (Проблемные лекции, Проблемные семинары, Тематические дискуссии, Мозговая атака, Круглый стол, Педагогические игровые упражнения, Стажировки).
Дадим характеристику некоторым из них.
ДИСКУССИЯ. (свободные и направленные дискуссии, совещания специалистов, обсуждение жизненных и профессиональных казусов и т.п.), построенные на живом и непосредственном общении участников, при пассивно отстраненной позиции ведущего, выполняющего функцию организации взаимодействия, обмен мнениями, при необходимости управление процессами выработки и принятия группового решения.
МОЗГОВАЯ АТАКА. (мозговой штурм-брейнсторминг) - широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель — организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.
Использование метода мозгового штурма в учебном процессе позволяет решить следующие задачи:
• творческое усвоение школьниками учебного материала;
• связь теоретических знаний с практикой;
• активизация учебно-познавательной деятельности обучаемых;
• формирование способности концентрировать внимание и мыслитель
ные усилия на решении актуальной задачи;
• формирование опыта коллективной мыслительной деятельности.
Проблема, формулируемая на занятии по методике мозгового штурма, должна иметь теоретическую или практическую актуальность и вызывать активный интерес школьников. Общим требованием, которое необходимо учитывать при выборе проблемы для мозгового штурма — возможность многих неоднозначных вариантов решения проблемы, которая выдвигается перед учащимися как учебная задача.
КРУГЛЫЙ СТОЛ. это метод активного обучения, одна из организационных форм познавательной деятельности учащихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии. Характерная черта- сочетание тематической дискуссии с групповой консультацией. Наряду с активным обменом знаниями, у учащихся вырабатываются профессиональные умения излагать мысли, аргументировать свои соображения, обосновывать предлагаемые решения и отстаивать свои убеждения. При этом происходит закрепление информации и самостоятельной работы с дополнительным материалом, а также выявление проблем и вопросов для обсуждения.
Основную часть «круглого стола» по любой тематике составляет дискуссия.Дискуссия (от лат. discussio — исследование, рассмотрение) — это всестороннее обсуждение спорного вопроса в публичном собрании, в частной беседе, споре. Другими словами, дискуссия заключается в коллективном обсуждении какого-либо вопроса, проблемы или сопоставлении информации, идей, мнений, предложений. Цели проведения дискуссии могут быть очень разнообразными: обучение, тренинг, диагностика, преобразование, изменение установок, стимулирование творчества и др.
СЕМИНАР. Образуется как процесс диалогического общения участников, в ходе которого происходит формирование практического опыта совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических и практических проблем.
На семинаре-дискуссии учащиеся учатся точно выражать свои мысли в докладах и выступлениях, активно отстаивать свою точку зрения, аргументировано возражать, опровергать ошибочную позицию одноклассника. В такой работе учащийся получает возможность построения собственной деятельности, что и обусловливает высокий уровень его интеллектуальной и личностной активности, включенности в процесс учебного познания.
Необходимым условием развертывания продуктивной дискуссии являются личные знания, которые приобретаются учащимися на предыдущих занятиях, в процессе самостоятельной работы.
Особая роль в семинаре-дискуссии принадлежит учителю. Он должен организовать такую подготовительную работу, которая обеспечит активное участие в дискуссии каждого учащегося. Он определяет проблему и отдельные подпроблемы, которые будут рассматриваться на семинаре; подбирает основную и дополнительную литературу для докладчиков и выступающих; распределяет функции и формы участия студентов в коллективной работе; руководит всей работой семинара; подводит итоги состоявшейся дискуссии.
Во время семинара-дискуссии учитель задает вопросы, делает отдельные замечания, уточняет основные положения доклада ученика, фиксирует противоречия в рассуждениях.
На таких занятиях необходим доверительный тон общения с учащимися, заинтересованность в высказываемых суждениях, демократичность, принципиальность в требованиях. Нельзя подавлять своим авторитетом инициативу учащихся, необходимо создать условия интеллектуальной раскованности, использовать приемы преодоления барьеров общения, реализовывать, в конечном счете, педагогику сотрудничества.
РОЛЕВЫЕ ИГРЫ. Правила определяются выбранной деятельностью. Сюжет может быть взят из жизни, либо смоделирован по потребностям. Когда дети играют в «дочки-матери», они точно имитируют все входящие в игру роли и не могут от них отступать: так папы не делают, детям так вести себя нельзя, мама должна... и т.д. Возможно использование деловой игры в учебном процессе. Например, исходя из современных рыночных условий жизни, на занятиях по основам экономических знаний можно провести деловую игру «Банк», в которой в процессе проигрывания ситуаций работы банка лучше понимается и осваивается сложная для заучивания терминология, что она обозначает, сам характер деятельности банка, его место и значение в рыночных отношениях. Такая игра может быть организована и на этапе первичного закрепления материала, и как обобщение, и как определенная форма контроля. В данном случае речь идет о самом стандартном варианте деловой ролевой игры. Эти игры требуют очень серьезной специальной подготовки их организаторов.
ИГРОВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ. Метод, использующий все или несколько важнейших элементов игры (игровой ситуации, роли, активного проигрывания, реконструкции реальных событий и т.п.) и направленный на обретение нового опыта, недоступный человеку по тем или иным причинам. Данный метод характеризуется следующими отличительными признаками:
• наличие исследовательской, методической проблемы или задачи, которую сообщает обучаемым преподаватель;
• разделение участников на небольшие соревнующиеся группы (группу может представлять один учащийся) и разработка ими вариантов решения поставленной проблемы (задачи).
• проведение заключительного заседания научно-технического совета (или другого сходного с ним органа), на котором с применением метода разыгрывания ролей группы публично защищают разработанные варианты решений (с их предварительным рецензированием).
Метод игрового проектирования значительно активизирует изучение учебных дисциплин, делает его более результативным вследствие развития навыков проектно-конструкторской деятельности обучаемого. В дальнейшем это позволит ему более эффективно решать сложные методические проблемы.
АНАЛИЗ КОНКРЕТНЫХ СИТУАЦИЙ. Организуют познавательную деятельность обучающихся; развивает способность к анализу нерафинированных жизненных и производственных задач. Сталкиваясь с конкретной ситуацией, обучаемый должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить свое отношение к ситуации. один из наиболее эффективных и распространенных методов организации активной познавательной деятельности обучающихся. Метод анализа конкретных ситуаций развивает способность к анализу нерафинированных жизненных и производственных задач.
ТРЕНИНГ. поведенческие и личностно ориентированные тренинги,
направленные на оказание стимулирующего, корректирующего, развивающего воздействия на личность и поведение участников.
А ТЕПЕРЬ РАЗБЕРЕМ ЗАМЕЧАНИЯ, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ.
- 3амечание 1. Для успешного проведения активных методов обучения надо иметь специальную «тренерскую» подготовку, но, к счастью, уже существует достаточное количество методической литературы по этому вопросу.
- Замечание 2. Активные методы обучения в первую очередь следует применять для повышения учебной мотивации
- Замечание 3. Активные методы обучения следует также применять для: - Активизации познавательной активности учащихся;
- Развития способности к самостоятельному обучению;
- Выработки навыков работы в коллективе;
- Коррекции самооценки учащихся;
- Формирования и развития коммуникативных навыков (навыков общения со сверстниками, и с учителями).
- Замечание 4. Активные методы обучения можно применять для достижения следующих дидактических целей:
- Эффективное предъявление большого по объему теоретического материала;
- Развитие навыков активного слушания;
- Отработка изучаемого материала;
- Развитие навыков принятия решения;
- Эффективная проверка знаний, умений и навыков по теме.
- Замечание 5. Использование активных методов приводит к изменению системы контроля.
ТЕПЕРЬ ПРОАНАЛИЗИРУЕМ ,ЧТО ЖЕ НАМ ДАЮТ ЭТИ МЕТОДЫ:
- Ученик чувствует свою успешность, что делает продуктивным сам процесс обучения.
- Практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.
- Атмосфера взаимной поддержки позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
- Интерактив практически исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим.
- Учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми.
- Активные методы развивают коммуникативные умения и навыки, помогают установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивают воспитательную задачу, поскольку приучают работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей.
- Интерактив снимает нервную нагрузку школьников, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий
А ТЕПЕРЬ ДОВОДЫ «ПРОТИВ»
- Даже интерактивные методы обучения не способны преодолеть нежелания ребёнка участвовать в процессе обучения.
- Для некоторых детей активные методы предстают чем-то, что разрушает их привычное представление о процессе обучения, что соответственно создаёт некий внутренний дискомфорт
- Несмотря на выслушивание разных мнений, при выступлении может доминировать мнение одного, если выступающий психологически доминирует в группе.
- Для некоторых детей работа в команде с использованием активных методов – только способ ничего не делать
- Если учитель в должной мере не владеет методиками интерактива, то процесс обучения может превратиться в обычную анархию.
- И, наконец, не нужно забывать о том, что увлечение активными методами может увести от главного на уроке – получение знаний по конкретному вопросу.
Итак, в распоряжении преподавателей существует целый набор средств активного обучения, которые просто необходимо применять на практике, чтобы добиться высокой эффективности преподавания. Наиболее продвинутые и энергичные преподаватели так и делают.