Исследовательская деятельность

Рекомендации по написанию исследовательской работы

Как правильно сформулировать задачи в исследовательской работе

После формулировки цели проекта укажем конкретные задачи, которые предстоит решать в процессе исследования.

Задачи исследовательской работы - это все последовательные этапы теоретической и экспериментальной работы учащегося с начало до конца.

Чтобы определить задачи исследовательской работы, нужно последовательно отвечать себе на вопрос: «Что мне сделать, чтобы достичь цели исследования?»

Задачи записываются во введении исследовательской работы сразу после цели.

Обычно задачи исследовательского проекта перечисляются и начинаются словами: выяснить, изучить, провести, узнать, проанализировать, исследовать, определить, рассмотреть, найти, предложить, выявить, измерить, сравнить, показать, собрать, сделать, составить, обобщить, описать, установить, разработать, познакомиться и т.п.

Примеры задач исследовательской работы:

  • Выяснить историю создания и применения пластиковых бутылок.
  • Выяснить значение исторических памятников, связанных с жизнью города.
  • Выяснить историческую значимость людей города, которые оставили след в истории области.
  • Выяснить, что такое магнит и магнитная сила.
  • Изучить химические свойства пластиковых бутылок.
  • Изучить деятельность декабристов, как первых исследователей.
  • Изучить историю родной деревни.
  • Изучить историю создания мультипликации.
  • Изучить процесс создания мультфильма.
  • Изучить исторические сведения о соли.
  • Изучить состав мороженого.
  • Изучить заболеваемость по медицинским карточкам.
  • Изучить способы поедания корма.
  • Изучить молодёжный сленг как лингвистическое явление.
  • Изучить требования к школьному рюкзаку.
  • Изучить ассортимент школьных рюкзаков.
  • Изучить упражнения для сохранения и улучшения зрения.
  • Изучить биографию моего прадедушки.
  • Изучить информацию об инфляции и дефляции из различных источников.
  • Изучить последствия инфляции.
  • Изучить литературные и научные издания.
  • Изучить литературу о жизни пчёл.
  • Провести анкетирование учащихся класса.
  • Провести опыты с солью.
  • Провести эксперимент «Шпионская записка».
  • Провести наблюдения за двигательной активностью тюленей.
  • Провести химический эксперимент по определению наличия и количества железа и меди в яблочных соках.
  • Провести измерения основных параметров микроклимата кабинетов школы.
  • Провести качественный анализ продуктов быстрого приготовления.
  • Провести статистические исследования по выявлению количества учащихся и учителей используюших СМС.
  • Провести оценку удельной активности распада Cs-137 ряда пищевых продуктов.
  • Узнать какие пчёлы бывают и чем они занимаются.
  • Узнать значение соли в жизни человека.
  • Узнать сколько лет фантику и кто его придумал.
  • Узнать где фантик можно использовать, когда конфета уже съедена.
  • Узнать историю мороженого.
  • Узнать виды мороженого.
  • Узнать какими свойствами обладают магниты.
  • Проанализировать полученные результаты.
  • Проанализировать творческое наследие А.С. Пушкина.
  • Проанализировать экологическое состояние смешанного леса в зеленой зоне поселка.
  • Проанализировать проблему экологической индикации почв.
  • Исследовать вес рюкзаков школьников.
  • Исследовать экологическое состояние почвы на пришкольной территории.
  • Исследовать плотность заселения леса муравьями.
  • Исследовать распространение применения компьютерного сленга среди различных социальных групп с помощью интерактивных анкет и тестирующей программы, созданной в среде программирования Delphi.
  • Определить калорийность исследуемых продуктов питания.
  • Определить температурный режим наземной части гнезда рыжего муравья.
  • Определить вес рюкзаков школьников.
  • Определить художественную цель, которой руководствовался писатель.
  • Определить наиболее рациональный способ отбора корней для каждого типа заданий.
  • Рассмотреть значение грибов в окружающей среде.
  • Рассмотреть возможные дефекты зрения.
  • Рассмотреть различные типы заданий, содержащие тригонометрические уравнения.
  • Рассмотреть примеры решения систем уравнений, где необходимо выполнить отбор корней.
  • Найти информацию о соли.
  • Найти информацию о пользе и вреде минеральной воды.
  • Найти черты физиологического очерка в тексте.
  • Найти полезное применение исследуемому предмету.
  • Найти информацию о невидимках в научной, художественной литературе и интернете.
  • Предложить свои способы по улучшению состояния почвы.
  • Предложить возможную замену продуктам быстрого приготовления.
  • Предложить рекомендации по употреблению соков в асептической упаковке.
  • Предложить биологические способы борьбы с вредителями леса для улучшения его состояния.
  • Выявить учащихся с нарушениями осанки.
  • Выявить влияние различных компонентов пищи на функции органов человека.
  • Выявить соки по системе рейтинга, наиболее употребляемые в нашей школе.
  • Выявить причины, которые вызывают инфляционный процесс.
  • Выявить процент учащихся в моей школе, имеющих различные заболевания глаз.
  • Измерить фоновый уровень гамма-излучения в жилых помещениях.
  • Измерить плотность потока бета излучения от экранов работающих телевизоров и дисплеев компьютеров.
  • Измерить основные параметры микроклимата кабинетов школы.
  • Обобщить полученные результаты.
  • Обобщить сведения об инфляции и дефляции.
  • Описать практический эксперимент.
  • Описать аспекты влияния СМС на психику человека.
  • Установить основные причины ухудшения зрения.
  • Проследить литературные связи В. Даля с Башкирией.
  • Разработать план расселения рыжих лесных муравьев.
  • Согласовать план с лесничеством.
  • Получить новую информацию о горах.
  • Познакомиться с легендами о деревне.
  • Рассчитать суточный рацион учащихся.
  • Проработать детально химические методы качественного и количественного анализа железа и меди.

Правила оформления таблиц и иллюстраций

Когда много цифрового, справочного материала или имеется необходимость в его сопоставлении,   оформляют таблицы.

Если таблица одна, то ни заголовок, ни слово таблица не нужны. В этом случае в тексте слово «таблица» необходимо писать без сокращения, например:

  • Как видно из таблицы…
  • По результатам анализа (см. таблицу) видно, что…
  • Если в работе две и более таблицы, то они должны быть пронумерованы, и на каждую необходима ссылка в тексте. Например:
  • Данные анализа (табл.5) показывают, что…

При переносе таблицы на следующую страницу заголовки вертикальных глав следует повторить и над ней поместить слова «продолжение таблицы 5». Если заголовки столбцов громоздкие, допускается их не повторять. В этом случае пронумеровывают графы и на следующей странице повторяют их нумерацию. Заголовок таблицы не повторяют.

Основными видами иллюстративного материала в исследовательских работах являются: чертеж, технический рисунок, схема, фотография, диаграмма и график.

Чертеж – основной вид иллюстраций в технических работах. Он используется, когда надо максимально точно изобразить конструкцию машины, механизма, оборудования или их части.

Фотография – особенно убедительное и достоверное средство наглядной передачи действительности. Она применяется тогда, когда необходимо с документальной точностью изобразить предмет или явление со всеми его индивидуальными особенностями. Фотография – это не только иллюстрация, но и научный документ (изображение ландшафта, вида растения или животного,  расположение объекта наблюдения и т.д.).

Схема – это изображение, передающее с помощью условных обозначений и без соблюдения масштаба основную идею какого-либо устройства, предмета, процесса и показывающее взаимосвязь главных элементов.

Диаграмма – способ изображения зависимости между величинами. К диаграммам прибегают для наглядности изображения и анализа массовых данных.

Результаты числовых данных можно представить и в виде графиков. Графики используют как для анализа, так и для повышения наглядности иллюстрируемого материала. И на графике, и на диаграмме должны быть четко отмечены единицы измерения, числовые данные, дополняющие или уточняющие величину показателей, словесные пояснения условных знаков. Многословные надписи заменяют цифрами, а расшифровку проводят в подрисуночной подписи. Если кривая, изображенная на графике, занимает небольшое пространство, то для экономии места числовые деления на осях координат можно начинать не с нуля, а ограничивать значениями, в пределах которых рассматривается зависимость.

Иллюстративные материалы должны быть выполнены на стандартных листах бумаги тех же размеров или наклеены на стандартные листы бумаги. Подписи и пояснения к фотографиям и рисункам должны быть с лицевой стороны.

Рекомендации по оформлению исследовательских работ

Под исследовательской деятельностью в целом понимается такая форма организации работы, которая связана с решением исследовательской задачи с неизвестным заранее решением.

К элементам исследовательской деятельности относятся:

  1. Теоретические методы исследования
  2. Экспериментальные методы исследования.
  3. Обобщение данных и предложенные выводы.

Научно-исследовательская деятельность - это вид деятельности, направленный на получение новых объективных научных знаний.

Учебно–исследовательская деятельность – это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления.

1. Объектная область, объект и предмет

Работа над любым исследованием начинается с определения названной «системы». Её составляют три элемента: «объектная область», «объект» и «предмет» исследования. Объектная область исследования – это сфера науки и практики, в которой находится объект исследования. В школьной практике она может соответствовать той или иной учебной дисциплине ( например в области экономики, филологии, естественных наук).

Объект исследования - это определённый процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию( можно предложить проблемму, которая не охвачена школьной прграммой, но дополняет и уточняет изученный в школе материал).

Объект – это своеобразный носитель проблемы – то, на что направлена исследовательская деятельность(более конкретная узкая область исследований).

Предмет исследования – это конкретная часть объекта, внутри которой ведётся поиск. Предметом исследования могут быть явления в целом, отдельные их стороны, аспекты и отношения между отдельными сторонами и целым (совокупность элементов связей, отношений в конкретной области объекта). Предмет исследования определяет тему работы.

2. Тема, проблема и актуальность исследования

Тема – ракурс, в котором рассматривается проблема. Она представляет объект изучения в определённом аспекте, характерном для данной работы.

Основные критерии выбора темы:

  • желательно, чтобы тема представляла интерес для учащегося не только на данный момент, но и на перспективу;
  • очень хорошо, если выбор темы обоюдно мотивирован интересом к ней и ученика, и педагога. В какой-то мере это может напомнить традиционные отношения «мастер - ученик»;
  • тема также должна быть реализуема в имеющихся условиях. Это значит, что по выбранной теме должны быть доступны оборудование и литература.

Формулировка темы отражает сосуществование в науке уже известного и еще не исследованного, т. е. процесс развития научного познания. Вследствие этой причины очень ответственным этапом в подготовке исследования становится этап обоснования актуальности темы.

Обосновать актуальность - значит объяснить необходимость изучения данной темы в контексте общего процесса научного познания. Определение актуальности исследования - обязательное требование работы.

3. Определение гипотезы

Уточнив тему в результате изучения специальной литературы, исследователь может приступать к выработке гипотезы. Это один из самых ответственных моментов работы над исследованием. Сначала обратимся к определению самого понятия.

Гипотеза должна удовлетворять ряду требований:

  • быть проверяемой;
  • содержать предположение;
  • быть логически непротиворечивой;
  • соответствовать фактам.

При формулировке гипотезы обычно используются словесные конструкции типа: «если..., то...»; «так как...»; «при условии что...», т. е. такие, которые направляют внимание исследователя на раскрытие сущности явления, установление причинно-следственных связей.

4. Цель и задачи исследования.

В общем виде цель и задачи должны уточнить направления, по которым пойдет доказательство гипотезы.

Цель исследования - это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы. Выделим наиболее типичные цели. Ими может быть определение характеристик явлений, не изученных ранее; выявление взаимосвязи неких явлений; изучение развития явлений; описание нового явления; обобщение, выявление общих закономерностей; создание классификаций. Формулировку цели исследования также можно представить различными способами, традиционно употребляемыми в научной речи клише. Приведем примеры некоторых из них.

Можно поставить целью:

  • выявить...;
  • установить...;
  • обосновать...;
  • уточнить...;
  • разработать....

Формулировать задачи необходимо очень тщательно, так как описание их решения в дальнейшем составит содержание глав. Заголовки глав рождаются именно из формулировок задач.

Задача исследования - это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута. Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели. Перечисление задач строится по принципу от наименее сложных к наиболее сложным, трудоемким, а их количество определяется глубиной исследования.

5. Проведение научного исследования

Проведение исследования включает в себя два последовательных этапа: собственно проведение (так называемый технологический этап), аналитический, рефлексивный этап. На заключительном этапе целесообразно продумать способ представления результатов своего исследования на школьную, районную конференции, отработать формы представления в виде напечатанной работы, тезисов, электронной  презентации, осмыслить возможные рекомендации по практическому применению результатов, т. е. спланировать внедренческий этап исследования.

6. Оформление научно-исследовательской работы

Принято считать, что оформление - незначительный, чисто формальный этап создания печатной статьи научного исследования. На самом деле это не так. Оформление результатов исследования - один из самых трудоемких этапов работы.

Существует несколько основных форм представления результатов научной работы:

  • текст научного сочинения;
  • статья, тезисы;
  • доклад, сообщение;
  • отчет;
  • электронная презентация.

Приведем основные требования к их оформлению:

  • по содержанию:
  • обоснование актуальности темы;
  • главный тезис;
  • аргументация, доказательства и факты, подтверждающие выдвинутый тезис;
  • основные выводы;

Статья представляет собой самостоятельный научный текст, где исследователь излагает собственные мысли по проблеме.

Структура статьи схожа со структурой текста научного сочинения, но представляет его как бы в миниатюре. В начале статьи выдвигается ее главный тезис, который затем подвергается аргументированному доказательству в основной части.

В заключении статьи помещаются выводы, подтверждающие либо опровергающие все вышесказанное.

Обе эти формы - и статья, и тезисы - создаются на основе текста собственного научного сочинения, где подробно рассматривается весь ход исследования, и описываются его результаты.

Начинается оформление итогов научной работы с компоновки подготовленных текстов по главам в соответствии с примерной структурой работы. После того как главы сформированы, следует их внимательно прочитать и отредактировать как с точки зрения орфографии и синтаксиса, так и по содержанию (сверить цифры и факты, сноски, цитаты и т. п.).

Сразу же после прочтения каждой главы и осуществления правки приступают к написанию выводов к соответствующей главе. Вывод по главе обычно содержит изложение сущности вопроса, разбираемого в ней, и обобщение результатов проделанного анализа.

Далее составляется заключение по всей работе. Только после этого приступают к написанию введения к работе.

Затем следует составление библиографического списка.

Титульный лист является первой страницей научной работы и заполняется по определенным правилам. Они предполагают указание автора работы, название темы работы, фамилии, имени, отчества и сложности, научной степени и звания научного руководителя( образец титульного листа смотри).

Оглавление следует за титульным листом. Оно включает в себя указание на основные элементы работы: введение, главы, параграфы, заключение, список литературы (библиография), приложения.

Введение представляет собой наиболее ответственную часть научной работы, так как содержит в сжатой форме все основные, фундаментальные положения, обоснованию и проверке которых посвящено исследование.

Введение должно включать в себя: формулировку темы; актуальность исследования; проблему исследования; объект, предмет; цель, задачи; гипотезы; методы исследования; структуру исследования; его практическую значимость; краткий анализ литературы.

Объём введения небольшой обычно 2-3 страницы.

Основная (содержательная) часть работы может содержать 2-3 главы. (Название этой части как основной скорее связано с ее большим, чем у остальных частей, объемом, нежели со значением, так как, например, введение является ничуть не менее значимой частью работы).

Глава 1 обычно содержит итоги анализа специальной литературы, теоретическое обоснование темы исследования;

главы 2-3 описывают практические этапы работы, интерпретацию данных, выявление определенных закономерностей в изучаемых явлениях в ходе эксперимента. Каждая глава завершается выводами.

Заключение обычно составляет не больше 1-2 страниц. Основное требование к заключению: оно не должно дословно повторять выводы по главам. В заключении формулируются наиболее общие выводы по результатам исследования и предлагаются рекомендации. Отмечается степень достижения цели, обозначаются перспективы дальнейших исследований.

Особой точности требует составление библиографического списка.

Правила оформления в списке различных вариантов изданий.

Книга одного и более авторов:

1. Майоров, А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. - М.: Интеллектцентр, 2001. - 296 с.

2. Шишов, С. Е., Кальней, В. А. Мониторинг качества образования в школе. - М.: Российское педагогическое общество, 1998. - 354 с.

3. Госс, В. С, Семенюк, Э. П., Урсул, А. Д. Категории современной науки: становление и развитие. - М.: Мысль, 1984. - 268 с.

Сборник с коллективным автором:

Теоретические проблемы и технологии инновационного менеджмента в образовании: сб. науч. статей / сост. О. С. Орлов. ~ Великий Новгород-РИС, 2000. - 180 с.

Статья из газеты и журнала:

Михайлов, Г. С. Психология принятия решений //журнал прикладной психологии. -2001. -№ 5. - С. 2-19.

Статья из энциклопедии и словаря:

Бирюков, Б. В., Гастев, Ю. А., Геллер, Е. С. Моделирование // БСЗ. - 3-е изд. - М., 1974. - Т. 16. - С. 393-395.

Инновация // Словарь-справочник по научно-техническому творчеству. -Минск, 1995. -С. 50-51.

Статья из интернета:

 www.encyclopedia.com/ -энциклопедия,статья о влиянии звуков на человека;

 freesoft.org/CIE/ - энциклопедия,англо-говорящие страны

 mega.km.ru/ - мега энциклопедия КМ, определение скорости падающего тела;

Особый статус имеет такая рубрика научного текста, как приложение.

Приложение - это часть текста научного исследования, имеющая дополнительное (обычно справочное) значение, необходимое для более полного освещения темы. Оно размещается после основного текста. По содержанию среди приложений различают копии Документов, статистические материалы и т. п. По форме они представляют собой тексты, графики, карты, таблицы и др.

Основные требования при оформлении приложений можно формулировать так:

  • размещаются после библиографического списка;
  • в оглавлении приложение оформляется в виде самостоятельной рубрики, со сквозной нумерацией страниц всего текста;
  • каждое приложение оформляется на отдельном листе и должно иметь заголовок в правом верхнем углу.

Еще одна особая часть основного текста - это примечания.

Примечания содержат разъяснения, уточнения, дополнения, размещаемые внутри текста различным образом:

в круглых скобках;

подстрочно (оформляются как сноски); после параграфов или глав.

Что может быть примечанием?

  • Определение терминов или устаревших слов.
  • Справочная информация о лицах, событиях, произведениях.
  • Перевод иностранных слов и предложений.
  • Пояснения основного текста.
  • Примечания помещаются в основной текст в виде сноски.

Иллюстрации к исследовательской работе размещаются в целях придания излагаемому материалу ясности, конкретности, образности.

Рисунки лучше размещать сразу же после первого упоминания о них в контексте работы. Если после упоминания о рисунке оставшееся место на странице не позволяет его разместить, то рисунок можно разместить на следующей странице.

Таблицы, как и рисунки, располагаются после первого упоминания о них в тексте работы. Если таблицы непосредственно не связаны с текстом, то их можно располагать в приложении. Все таблицы должны иметь заголовки, которые кратко характеризуют содержание табличных данных.

Цитаты в тексте работы (во всех вариантах) обязательно заключаются в кавычки. На каждую цитату следует давать указание источника. После сведения частей работы в единое целое рекомендуется провести сплошную нумерацию сносок.

При изложении концепции какого-либо автора можно обходиться и без цитат. В этом случае основные мысли автора описываются в точном соответствии с оригиналом по смыслу. Но и в этом случае обязательно делать сноску на источник.

Цитаты можно привлекать и для иллюстрации собственных суждений. Однако, исследователь должен быть крайне аккуратен в цитировании и тщательно следить за его правильностью. Неполная, умышленно искаженная и подогнанная под цель исследователя цитата отнюдь не украшает его работу и не прибавляет ей значимости.

Кроме формальных особенностей представления материала исследователю следует подумать над тем, каким языком будут изложены результаты его работы. Удачное изложение и грамотный литературный язык сами по себе уже являются немалым достоинством и способны подчеркнуть наиболее удачные ее моменты. Особенно это важно на заключительном этапе исследования - его защите.

7. Защита результатов исследования

Следует помнить, что на все выступление отводится не более 5-7 минут. По регламенту можно рассчитывать дополнительно на 1-2 минуты, но не более. Ни о теме (ее уже объявили), ни о том, что было прочитано (список литературы), говорить не следует. Защита ни в коем случае не должна сводиться к пересказу всего содержания работы. Если вы не сумели заинтересовать аудиторию за отведенное по регламенту время, его продление только усилит непонимание и раздражение слушателей.

Подготовку доклада лучше всего начать с продумывания его структуры. Четкое и ясное представление о работе у самого докладчика - залог понимания его аудиторией. Доклад можно разделить на 3 части, состоящие из отдельных, но связанных между собой блоков.

Первая часть, по сути, кратко повторяет введение исследовательской работы. Здесь обосновывается актуальность выбранной темы, описывается научная проблема, формулируются задачи исследования и указываются его основные методы. Для того чтобы ваш доклад вызвал интерес аудитории, очень важно правильно настроить слушателей с самого начала вашего выступления. Существует несколько способов привлечения внимания аудитории, вот некоторые из них: вы можете начать выступление с приведения примера, интересной цитаты, образного сравнения предмета выступления с конкретным явлением, с истории, случая, задания проблемы или оригинального вопроса.

Во второй части, самой большой по объему, нужно представить содержание глав. Особое внимание комиссия обращает на итоги проведенного исследования, на личный вклад в него автора. Поэтому после краткого изложения содержания глав реферата отдельно подчеркнуть, в чем состоит новизна предлагаемой работы, это могут быть использованные впервые по отношению к данному материалу методики, достигнутые вами результаты исследования. При изложении основных результатов можно использовать заранее подготовленные схемы, чертежи, графики, таблицы, видеоролики, слайды, видеофильмы. Демонстрируемые материалы должны оформляться так, чтобы они не перегружали выступление и были видны всем присутствующим в аудитории.

В третьей части целесообразно кратко изложить основные выводы по результатам исследования, не повторяя тех выводов, которые уже были сделаны в ходе изложения содержания по главам. Постарайтесь в заключении создать кульминацию выступления, предложите слушателям поразмышлять над проблемой, покажите возможные варианты дальнейших исследований, используйте цитату по теме реферата известного ученого. Особое внимание обратите на речь докладчика. Она должна быть ясной, грамматически точной, уверенной, выразительной. Если докладчик старается говорить быстро, проглатывая окончания слов, тихо, невнятно, то качество его выступления снижается. Спокойное, последовательное и хорошо аргументированное изложение материала импонирует слушателям. Но использование научного стиля отнюдь не означает пренебрежения к использованию образных сравнений, контрастов, необычных фактов, позволяющих удерживать внимание аудитории.

Требования к научно-исследовательским работам учащихся

Научно-исследовательская деятельность учащихся предполагает выполнение заданий экспериментального и исследовательского характера, которые выполняются в рамках выбранных тем. Результаты исследовательских работ оформляются в соответствии с общими требованиями и предоставляются на   научно-практические  конференции и конкурсы. 

Общие требования к работам учащихся

На конференцию могут быть представлены работы поискового и исследовательского характера, выполненные индивидуально или в групповой форме в виде доклада или отчёта об эксперименте. Защита работы может сопровождаться слайдами, чертежами, схемами, киноматериалами.

Научная работа должна быть:

  • исследовательской
  • актуальной
  • иметь практическую значимость.

В работе должны быть следующие составляющие:

  • поставлены задачи;
  • намечены пути их решения
  • анализ, выводы и обобщения по проделанной работе
  • работа должна быть отпечатана на стандартных листах,
  • иметь список использованной литературы,
  • титульный лист;
  • работа, представленная на конференцию, сопровождается тезисами (в электронном виде) и рецензией   научного руководителя,
  • при устном докладе о проделанной работе учитывается чёткость и доступность излагаемого материала, соответствие темы работы её содержанию, эрудиция автора, умелое использование различных точек зрения
    по теме, наличие собственных взглядов и-выводов по проблеме, умение использовать специальную
    терминологию, ораторское мастерство участника,а также отклик аудитории на выступление.

Советы для учащихся, занимающихся исследовательской деятельностью.

Совет №1

ПРОБЛЕМА исследования понимается как категория, означающая нечто неизвестное, что предстоит открыть и доказать.

ТЕМА - отражает характерные черты проблемы.

ОБЪЕКТ - это совокупность связей и отношений, свойств, которая существует объективно в теории и практике и служит источником необходимой для исследования информации.

ПРЕДМЕТ же исследования более конкретен. Он включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в работе, устанавливают границы научного поиска. В каждом объекте можно

выделить несколько предметов исследования. Предмет исследования определяет ЦЕЛЬ и ЗАДАЧИ самого исследования.

ЦЕЛЬ формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь.

Цель конкретизируется и развивается в ЗАДАЧАХ исследования.

Совет №2

Работа с литературными источниками

Этапы работы

Содержание работы

  1.  

Общее ознакомление

Ознакомление с оглавлением. Беглый просмотр литературного источника.

  1.  

Внимательное чтение по главами разделам.       

Выделение наиболее важного текста

  1.  

Перечитывание наиболее важного

Выборочное чтение

  1.  

Составление плана прочитанного материала.

В пунктах плана отражается наиболее

существенная мысль.

  1.  

Выписки прочитанного

Полные и точные (цитата и её библиографическое описание)

  1.  

Сравнение и сопоставление прочитанного с другими источниками

Отмечается общее и отличительное в

решении проблемы

  1.  

Критическая оценка прочитанного и запись замечаний

 

Обращается внимание на объективность суждений

Совет №3

Требования к содержанию научной работы

№пп

Структура

 

Требования к содержанию

 

  1.  

Титульный лист

Содержит:

 -наименование учебного заведения, где выполнена работа;

-фамилию, имя, класс автора;

- тему научной работы;

- фамилию, имя, отчество научного руководителя;

- город и год

  1.  

Оглавление

Включает:

наименование всех глав, разделов с указанием номеров страниц, на которых размещается материал

  1.  

Введение (вступление)

 

'Содержит:

-оценку современного состояния решаемой проблемы или задачи;

- обоснование необходимости проведения работы

 

  1.  

Основная часть

 

Состоит из глав ( разделов), в которых содержится (материал по конкретно исследуемой теме. Автор работы должен делать ссылки на авторов и источник, из  которого  он заимствует материалы.

  1.  

Выводы

Краткие выводы по результатам выполненной работы
должны состоять из нескольких пунктов, подводящих итог выполненной работы

  1.  

Список литературы

Должен содержать перечень источников, использованных  при написании работы

 

СОВЕТ №4

Виды исследовательских работ.

Доклад

Структура:

  • в кратких вводных замечаниях - научно-практическая ценность темы;
  • сущность темы, обоснованные научные предложения; -выводы и предложения.

Тезисы доклада

Структура:

  • основные положения доклада
  • основные выводы и  предложения.

 Научная статья

Процедура защиты учебно-исследовательской работы (УИР)

  1. Выступление автора с докладом (до 10 мин).
  2. Вопросы комиссии и ответы автора УИР.
  3. «Малый» рецензент (учащийся) зачитывает свой отзыв о УИР;
  4. Вопросы экзаменационной комиссии рецензенту (при необходимости).
  5. Ответы автора на вопросы и замечания «малого» рецензента;
  6. «Большой»   рецензент   (учитель-предметник,   не   руководивший   работой!) зачитывает свой отзыв об УИР.
  7. Вопросы комиссии рецензенту (при необходимости). VIII. Ответы автора на вопросы и замечания «большого» рецензента.
  8. Выступление руководителя с характеристикой автора УИР как  ученика-исследователя.
  9. Выступление желающих (из членов комиссии,    руководителей, гостей) по  поводу  проблемы  исследования  или   с  характеристикой   автора  УИР   Kaiисследователя.
  10. Совещание комиссии.
  11. Объявление оценок.

План доклада по  результатам учебно-исследовательской работы

  1. Приветствие.
  2. Тема УИР.
  3. Актуальность темы УИР.
  4. Цель изадачи УИР.
  5. Гипотеза УИР.
  6. Значимость УИР.
  7. База УИР.
  8. Сведения об апробации УИР.
  9. Этапы исследования.
  10. Структура   УИР   (названия   глав,   параграфов,   количество   приложений источников в списке литературы).
  11. Краткое содержание УИР (анализ литературы, ход и результаты) эксперимента и т. д.).
  12. Результаты УИР.
  13. Выводы по завершённой УИР (положения, выносимые на защиту).

Правила написания научных работ

При написании работы требуется соблюдать ясность изложения, систематичность и последовательность подачи материала. Текст должен делиться на абзацы по смыслу. Следует избегать повторений, не допускать перехода к новой мысли, пока первая не завершена. Писать необходимо по возможности краткими и ясными предложениями, исключать тавтологию, частое повторение одних и тех же слов и выражений, сочетание в одной фразе нескольких свистящих и шипящих букв.

Изложение должно быть беспристрастным. Желательно делать меньше ссылок на себя, а если делать, то о себе - в третьем лице: "автор полагает", "по нашему мнению" и т.д. Рукопись не следует перегружать цифровым и иллюстративным материалом, но нельзя и совсем отказаться от него. На одном авторском листе (16-20 с.) рекомендуется размещать не более 5-8 иллюстраций в научной и 5-12 - в учебной научно-популярной литературе. Вспомогательный материал выносится в приложение.

Общий план изложения научной работы может быть таким.

  1. На первой странице помещается следующая информация: название работы, ФИО автора,
    город, номер школы, класс. Само название работы должно наиболее лаконично отражать
    содержание исследования
  2. Оглавление. Помещается либо в начале, либо в конце крупной по объему работы. Для

небольших сообщений (статья, тезисы) необходимости в оглавлении нет.

  1. Предисловие. Необязательная часть публикации, в которой оговариваются внешние

предпосылки создания научного труда, содержании.

  1. Вступление (введение). В этой части автор вводит читателя в круг проблем и основных задач
    работы, аргументирует ее актуальность и характеризует общее состояние проблемы ко
    времени начала исследований.
  2. Обзор литературы. В главе дается ретроспективный анализ литературных источников,
    изученных исследователем. Необходимо обратить особое внимание на правильность ссылок
    на работы авторов.
  3. Основная часть. Ключевая глава научной работы. В физических исследованиях здесь
    должны быть отражены следующие разделы.
  • Материал и методика
  • Описание места и условий исследования
  • Основные результаты исследования
  • Обобщение и выводы

При изложении цифровой материал преподносится в виде таблиц. Следует тщательно продумывать их названия, памятуя о том, что каждое из названий должно содержать ответы на вопросы "что?, "когда?", "где?", «откуда?". Нумерация таблиц в работе сквозная.

Чрезвычайно важно не приписывать себе приоритет тех открытий, которые сделаны предыдущими исследователями, а, наоборот, ссылаться на известные в науке факты.

Высказывания, не принадлежащие исполнителю работы и не являющиеся общепринятыми, следует сопровождать ссылками на автора, которому они принадлежат. Ссылки могут быть двоякими. Этолибо цитата, либо переложение мысли другого автора своими словами. В обоих случаях после предложения идет собственно ссылка. В биологической литературе приняты два основных варианта. Обычно это помещенная в скобки фамилия автора с годом выхода его публикации: (Иванов, 45%5). Второй способ - указанная в квадратных скобках цифра, обозначающая номер литературного источника из списка литературы, например [1]. Когда приводится дословное высказывание, после ссылки указывается номер страницы, с которой выписана цитата: (2, с.207).

Выводы должны отвечать только тому материалу, который изложен в работе, и соответствовать поставленным в начале исследования задачам. При формулировке придерживаются принципа: идти от частных выводов к более общим и важным. Нежелательно в выводах то, что уже было сказано в основном содержании.

7. 3аключение - обобщение наиболее существенных положений работы, подведение ее итогов.

8. Перспективы исследования. Эту часть работы можно поместить и в заключение.

9. Список  литературы. В списке должны быть все литературные источники, на которые
автор ссылается в своей публикации.

Основные принципы размещения сведений о публикациях в списке литературы:

  1. алфавитный принцип;
  2. в публикациях на русском языке сначала помещаются названия русских работ, затем -
    иностранных;
  3. если фамилии двух разных авторов совпадают, то обращают внимание на их инициалы,
  4. руководствуясь вновь алфавитным принципом;
  5. если в списке необходимо поместить названия работ одного автора, то их располагают в
    хронологической последовательности;
  6. если ссылки в тексте обозначают цифрами, заключенными в скобки, то последовательность
    литературных источников в списке литературы должна соответствовать порядку появления
    ссылок в самой работе.
свернуть

Конкурсы исследовательских работ

Областной конкурс "Я познаю мир" https://disk.yandex.ru/i/PHKj2vV0LyikoQ

Областной конкурс "Вернисаж" https://disk.yandex.ru/i/POx0_p-mqWRZww

Областной конкурс "Эврика" 

 

свернуть

Достижения