Профилактика преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних

Буклет "Как уберечь ребёнка от насилия"

Национальный механизм оказания помощи несовершеннолетним, пострадавшим от сексуального насилия

АЛГОРИТМ информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних

Методические рекомендации о порядке взаимодействия по профилактике преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, разработанные прокуратурой Витебской области (письмо главного управления по образованию Витебского областного исполнительного комитета от 04.02.2019 № 185)

Ссылка на методические рекомендации

https://disk.yandex.ru/i/H3HMWnWUH5vE_g

 

свернуть

Методические рекомендации по своевременному выявлению и информированию специалистами учреждений образования, здравоохранения о фактах насилия в отношении несовершеннолетних, утвержденные заместителем председателя Витебского областного исполнительного комитета 12.01.2016

Ссылка на методические рекомендации

https://disk.yandex.ru/i/LInYBHzau9Ofdg

свернуть

Методические рекомендации по профилактике преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних

Консультация для педагогов «Деятельность педагогов по профилактике насилия и жестокого обращения с детьми в семье, неудовлетворения жизненных потребностей несовершеннолетних»

ГУО «Социально-педагогический центр Полоцкого района»
Отдел профилактики семейного неблагополучия, социального сиротства

Консультация для педагогов
«Деятельность педагогов по профилактике насилия и жестокого обращения с детьми в семье, неудовлетворения жизненных потребностей несовершеннолетних»

Согласно Постановлению Совета Министров Республики Беларусь № 22 "О признании детей находящимися в социальном опасном положении" с изменениями от 30.08.2021 (далее- Постановление № 22), одним из критериев социально опасного положения несовершеннолетних (П.3) является злоупотребление родителями своими правами и (или) жестокое обращение с детьми в семье, в связи с чем имеет место опасность для жизни и (или) здоровья ребенка (детей), когда в отношении родителей, иных лиц, участвующих в воспитании и содержании детей, установлены факты жестокого обращения с ребенком, физического и (или) психологического насилия по отношению к нему.
Справочно: на 01.12.2022 на учёте СОП в учреждениях образования Полоцкого района и г. Полоцка по данному критерию состоят 8 несовершеннолетних из 3 семей.
Ещё одним критерием (П.1) социально опасного положения детей в семье является не удовлетворение родителями основных жизненных потребностей ребенка (детей) либо пренебрежение нуждами ребёнка. Эта форма жестокого обращения с детьми предполагает отсутствие со стороны родителей или лиц, их замещающих, элементарной заботы о ребёнке, недобросовестное выполнение обязанностей по его воспитанию, невыполнение рекомендаций медицинских работников по лечению и уходу за ребёнком, отсутствие необходимой пищи согласно возрасту детей, безопасных условий проживания, препятствие получение ребёнком обязательного общего среднего образования, не обеспечение своевременной регистрации ребёнка, отсутствие контроля со стороны законных представителей за поведением и местонахождение ребёнка, в результате чего возможны нарушения здоровья и развития ребёнка.
Справочно: на 01.12.2022 на учёте СОП в учреждениях образования Полоцкого района и г. Полоцка по данному критерию состоит 41 ребёнок из 18 семей ( по состоянию на 01.04.2022 - 54 несовершеннолетних из 22 семей).
Право выбора родителями форм и методов воспитания детей отражен в Кодексе о браке и семье. Однако, как показывает практика, даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребенка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребенка общения или прогулки. При этом большинство родителей хорошо понимает, что такая тактика воспитания – это нарушение прав их детей, а также причина возможных отклонений в психическом и физическом развитии ребенка. Положение ребенка в семьях с более низким уровнем культуры, в семьях, где ребенок становится обузой, а не радостью жизни, значительно хуже. Ситуация еще более обостряется, если один или оба родителя страдают зависимостью от алкоголизма или наркомании, или если семья испытывает постоянные финансовые трудности. Проживание детей в семье, где имеет место насилие одного из членов семьи по отношению к другому (нескольким членам семьи), может негативно сказаться на их развитии и воспитании. Своевременное выявление неблагоприятной обстановки в данном случае позволит обеспечить безопасность ребенка (детей) и привлечь внимание специалистов к ситуации в семье. Поэтому проблема насилия и жестокого обращения с детьми в семье сегодня – это тот вопрос, который нужно не просто обсуждать, но и принимать меры по его решению, а именно – профилактировать, не допускать, минимизировать и своевременно выявлять данные факты.
Одной из форм деятельности классного руководителя (воспитателя) по профилактике насилия и жестокого обращения с детьми в семье, неудовлетворения жизненных потребностей несовершеннолетних является изучение особенностей семейного воспитания обучающихся (воспитанников), где педагогу необходимо обратить внимание на санитарно-гигиеническое состояние жилого помещения, обеспеченность ребенка предметами первой необходимости (одежда, обувь по сезону, предметы личной гигиены, школьные принадлежности), при согласии родителя-наличие пищи для ребёнка; наличие места для приготовления уроков, для сна и отдыха; наличие игрушек для детей дошкольного возраста; особое внимание необходимо обратить на взаимоотношения между членами семьи.

Факторы риска, способствующие жестокому обращению с детьми в семье:

1. нестабильность семьи, когда мать часто меняет сожителей, что существенно затрудняет формирование семейной системы;
2. низкий уровень семейной сплоченности из-за конфликтных (насильственных) взаимоотношений в семье, межличностных проблем у супругов;
3. недостаточная привязанность детей и родителей друг к другу;
4. низкий материальный уровень семьи – постоянная нехватка денег (по словам детей, самих родителей);
5. характерологические особенности личности родителя (агрессивность, враждебность, быстрая раздражительность, замкнутость, доминирование, негативное отношение к окружающим);
6. алкоголизм и наркомания родителей;
7. дефицит родительских чувств и навыков (чаще всего характерен для молодых, психически больных родителей, родителей с ОПФР, умственной отсталостью, родителей из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей);
8. особенность личности ребенка, вызывающих в родителе недовольство, раздражение и следующее за этим насилие.
Осуществляя визит в семью, педагогическим работникам необходимо помнить о соблюдении соотношения между правом ребенка на государственную заботу и защиту и правом законных представителей на попечение и ответственность за ребенка. Чтобы не создавать напряжения во взаимоотношениях с законными представителями обучающихся, предупредить возникновение конфликтов, воспитателю, классному руководителю рекомендуется согласовать с ними дату и время посещения.
Статья 29. Неприкосновенность жилища и иных законных владений граждан гарантируется. Никто не имеет права без законного основания войти в жилище и иное законное владение гражданина против его воли.

О выявлении признаков семейного неблагополучия в ходе изучения особенностей семейного воспитания воспитатель, классный руководитель немедленно информируют администрацию учреждения образования, о чем в день информирования либо в ближайший рабочий день делается соответствующая запись в Журнал учета информации о детях, оказавшихся в неблагоприятной обстановке, полученной от педагогических работников, из управления (отдела) образования, государственных органов и иных организаций, от граждан (приложение 1). Учет поступающей информации, своевременное ее рассмотрение и информирование о результатах рассмотрения обеспечиваются должностным лицом, назначенным приказом руководителя учреждения образования.
При выявлении показателей семейного неблагополучия, трудной жизненной ситуации администрация учреждения образования инициирует проведение социального расследования по месту проживания родителей несовершеннолетнего.
Профилактике насилия в семье способствуют проведение акций (межведомственных, профилактических), освещения данного вопроса на родительских собраниях, в рамках деятельности родительского университета, разработка и распространение тематических памяток, буклетов, наличие в доступности для всех участников образовательного процесса телефонов доверия и контактных данных педагога -психолога учреждения образования.
Педагогические работники в ходе образовательного процесса, изучения особенностей семейного воспитания обучающихся, при проведении бесед с обучающимися и их законными представителями обязательно обращают внимание на:
1. Признаки физического насилия: множественные синяки, царапины и рубцы, ожоги, ссадины, различного рода травмы. Наиболее распространенным свидетельством физического насилия являются синяки. О неслучайном характере любых повреждений на теле ребенка свидетельствует: их расположение (на плечах, груди, ягодицах, внутренней поверхности бедер, на щеках и т.д.); очертания повреждений на коже напоминают те предметы, которыми они были нанесены (пряжка ремня, шнур, палка, следы пальцев). Могут быть множественные следы избиения, при этом наряду со свежими повреждениями могут визуализироваться старые рубцы и шрамы.
2. Формы психического насилия: открытое неприятие и критика ребенка, оскорбление и унижение его достоинства, угрозы, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия, преднамеренная физическая или социальная изоляция, предъявление ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям; однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.
3. Особенности физического состояния и поведения ребенка: сексуализированное поведение (например, интерес у ребенка к фильмам эротического и порнографического характера, имитация полового акта с помощью кукол, склонность к сексуальным действиям с другими детьми), заниженная самооценка, отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности, несвойственные ранее ребенку непристойные выражения, суицидальные разговоры и попытки и др.
4. Особенности взаимоотношений в семье, если наблюдаются: неоднократное обращение за медицинской помощью в связи с повреждениями; несоответствие характера повреждения обстоятельствам случившегося по рассказам законных представителей или очевидцев; противоречивые, путаные объяснения законных представителей о причинах возникновения травмы у ребенка; обвинение в случившемся самого несовершеннолетнего; отсутствие обеспокоенности за судьбу и здоровье ребенка, бездействие или позднее обращение за медицинской помощью; неадекватная оценка тяжести травмы, стремление ее преувеличить или приуменьшить; обеспокоенность собственными проблемами, рассказы о том, как их наказывали в детстве. Перечисленные признаки еще не свидетельствуют о том, что в отношении ребенка имело место насилие, они могут быть обусловлены другими причинами. Тем не менее, такие «знаки» должны привлечь внимание педагогического работника.

Педагогические работники, которым стало известно о случаях или признаках насилия в отношении несовершеннолетних (в том числе – сексуального насилия), действуют в соответствии с Алгоритмом информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних, утвержденным Министерством образования Республики Беларусь от 07.02.2018 № 05-01-07/1121/, а именно - незамедлительно (в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня) информируют (в устной форме) об этом своего руководителя и педагога-психолога /педагога социального учреждения образования. Руководитель учреждения образования после того, как ему стало известно о признаках (факте) насилия: незамедлительно сообщает по телефону в управление (отдел) образования, спорта и туризма рай(гор)исполкома и ОВД для принятия мер реагирования, в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня направляет письменную информацию в указанные государственные органы; поручает педагогу-психологу учреждения образования провести консультацию (беседу) с несовершеннолетним, ставшим жертвой насилия, в целях устанавливания причин травм у ребенка и оказания ему психологической помощи; незамедлительно информирует родителей, опекунов, попечителей о признаках (факте) насилия в отношении несовершеннолетнего, в случае если насилие в отношении ребенка совершено со стороны третьих лиц.

свернуть

Рекомендации "Как распознать, что ребёнок подвергся насилию?"

Как распознать, что ребёнок подвергся насилию?

Главная задача в решении вопросов профилактики жестокости и насилия, не только планомерная информационная работа с родителями, но и психопросветительская с педагогами. Именно учитель может заметить изменения в поведении, психоэмоциональном состоянии ребенка и предположить что с ним, возможно, обращаются жестоко, проявляют различного рода насилие.

Для того чтобы подтвердить или опровергнуть данное предположение, мы предлагаем элементарную диагностику ребенка, подвергшегося насилию.

Эмоциональное состояние

  • низкая самооценка, пассивность;
  • сниженный эмоциональный фон, апатия, страхи;
  • беспокойство, повышенная тревожность.
  • Депрессивные состояния, печаль.

Поведение

  • оппозиционное; заискивающее, регрессивное;
  • несоответствуюшая возрасту ответственность;
  • саморазрушительное поведение (причинение увечий самим себе, суицидальные мысли).
  • возникновение различного рода отклонений в поведении: агрессия, дезадаптация, аддиктивное, девиантное, делинквентное поведение.

Интеллект

  • снижение или полная потеря интереса к школе;
  • задержка или резкое снижение уровня интеллектуального развития;
  • снижения познавательной мотивации и как следствие устойчивая школьная неуспеваемость;
  • нарушения речевого развития,
  • заторможенность в ответах, при выполнении заданий;
  • трудности запоминания, концентрации внимания.

Взаимоотношения с окружающими

  • неумение общаться с людьми, дружить;
  • отсутствие друзей либо чрезмерное неразборчивое дружелюбие;
  • стремление любыми способами, вплоть до нанесения самоповреждений, привлечь к себе внимание взрослых, или избегание взрослых, подозрительность и недоверие к ним;
  • требование ласки и внимания или замкнутость, стремление к уединению;
  • агрессивность и импульсивность по отношению к взрослым, сверстникам;
  • роль “козла отпущения”;

Физическое состояние

  • маленький рост, недостаточный вес;
  • гигиеническая запущенность, неопрятный вид;
  • психосоматические заболевания, неврозы;
  • постоянный голод и/или жажда;
  • мастурбация.

Если вышеуказанные признаки в большинстве своем были обнаружены в поведении ребенка, мы предлагаем следующий алгоритм действий взрослого.

Что должен знать и уметь педагог для оказания помощи ребенку, пострадавшему от жестокости и насилия

  1. Законы о защите прав ребенка.
  2. Организации, куда можно обратиться для защиты ребенка (органы внутренних дел, здравоохранения, опеки и попечительства по месту фактического проживания ребенка, общественные правозащитные организации).
  3. Учреждения оказывающие психологическую помощь детям (ППМС-Центры), номера “Телефонов Доверия”.
  4. Последовательность своих действий в случае жестокости и насилия.
  5. Признаки, характерные для различных видов насилия, в том числе физические повреждения и поведенческие отклонения.
  6. Особенности поведения родителей или попечителей, позволяющие заподозрить жестокость по отношению к ребенку.
  7. Последствия жестокого обращения, насилия: психологические, эмоциональные, интеллектуальные, поведенческие и пр.
  8. Правила организации общения, установления контакта, уметь внимательно выслушать ребенка, независимо от того подтверждает или отрицает он жестокое обращение и общаться с детьми.
  9. Знать и уметь дать профессионально грамотные рекомендации родителям, дети которых подверглись жестокому обращению или насилию со стороны взрослых или сверстников.
  10. Быть честным с семьей, стараться подробно разъяснить родителям причину разговора с ними.

В случае выявления явных признаков жестокого обращения с ребенком:

1) немедленно направить служебную записку руководителю образовательного учреждения о выявленном случае жестокого обращения с ребенком;

2) руководитель образовательного учреждения немедленно сообщает по телефону (затем, в течение дня направляет письменную информацию) о выявленном случае жестокого обращения с ребенком в органы опеки и попечительства для проведения обследования условий жизни и воспитания ребенка;

Последовательность действий педагога

Постараться разговорить ребенка, установить контакт, доверительные отношения с ним. Оказать эмоциональную поддержку. Здесь необходимо учесть, что взрослый должен продемонстрировать по отношению к ребенку интерес, дружелюбие, искренность, теплоту и эмпатию. В таком случае ребенок почувствует, что данный человек действительно слышит и понимает его мысли и чувства. Осмотреть повреждения. Не отправлять домой, если он боится туда возвращаться. Если нет возможности устроить его на ночлег к родственникам или в другое безопасное место необходимо обратиться:

  • в милицию или прокуратуру, если действия родителей являются преступными. Чаще всего имеет место сочетание ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию ребенка с жестоким обращением;
  • в травмпункт или другое медицинское учреждение, чтобы зафиксировать травмы;
  • в орган опеки и попечительства по месту фактического проживания ребенка, если родители относятся к группе риска по алкоголизму, наркомании или психическим заболеваниям и невозможно их обучить родительским навыкам;
  • на консультацию к психологу, социальному педагогу с целью:

- проведения диагностического обследования ребенка и всей семьи, с целью установления причин имеющихся у ребенка нарушений (домашнее насилие, алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение родителей, психические заболевания);

- организации и проведения блока коррекционных занятий с ребенком и родителями по обучению навыкам адекватного взаимодействия в условиях семейного воспитания;

- обучения родителей ненасильственным методам воспитания, приемам релаксации и способам снятия нервно-психического напряжения.

Особенности поведения родителей или лиц их заменяющих, позволяющие заподозрить жестокость по отношению к ребенку

  • Противоречивые, путаные объяснения причин травм у ребенка и нежелание внести ясность в произошедшее.
  • Нежелание, позднее обращение за медицинской помощью или инициатива обращения за помощью исходит от постороннего лица.
  • Обвинение в травмах самого ребенка.
  • Неадекватность реакции родителей на тяжесть повреждения, стремление к ее преувеличению или преуменьшению.
  • Отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка.
  • Невнимание, отсутствие ласки и эмоциональной поддержки в обращении с ребенком.
  • Обеспокоенность собственными проблемами, не относящимися к здоровью ребенка.
  • Рассказы о том, как их наказывали в детстве.
  • Признаки психических расстройств в поведении или проявление патологических черт характера (агрессивность, возбуждение, неадекватность и пр.).
свернуть

Памятка ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ПОЛОВОЙ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Памятка "Как вести себя, если ребёнок рассказывает о насилии"

Рекомендации педагогам

Как вести себя, если ребенок рассказывает вам о насилии

Отнеситесь к тому, что рассказал вам ребенок, серьезно. Он не будет лгать о пережитом жестоком обращении, особенно если он рассказывает очень эмоционально, с подробностями, эмоции соответствуют пережитому состоянию.

Сохраняйте спокойствие. Ребенок может перестать говорить о случившемся, чтобы оградить вас от болезненных переживаний.

Успокойте и подбодрите пострадавшего ребенка. Объясните, что рассказывая вам о случившемся, ему будет проще это пережить. Дайте понять, что вы понимаете и ни в чем не обвиняете его («Ты правильно сделал, что рассказал мне»).

Поощряйте ребенка рассказать, что случилось. Дайте ему выговориться.

Постарайтесь узнать у него точные факты, но не давите, не вымогайте исповедь насильно. Внимательно относитесь к словам ребенка, не отбрасывая их как нечто невероятное. Даже если факты не имели места, важно понять истоки его фантазии.

Незамедлительно и тщательно проверьте достоверность предположений.

Будьте внимательны к тому, что может заставить ребенка чувствовать себя некомфортно подвергшимися насилию.

Дайте возможность ребенку выплеснуть свои эмоции.

Будьте выдержаны, если ребенку трудно открыться эмоционально. Помните, что нужно терпение, так как убедить ребенка поверить может оказаться нелегко.

Пользуйтесь теми же словами, которые использует ребенок, не делайте ему замечаний за использование непристойных выражений, так как для него это может быть единственным способом описать случившееся.

Повторите ребенку еще раз, что вы верите тому, что он рассказал.

 Заверьте ребенка, что сначала согласуете с ним свои действия и всегда будете его поддерживать. Не обещайте, что не расскажите об услышанном.

Скажите ребенку, что вы хотите ему помочь, но не торопитесь придумывать решения (желание как можно быстрее помочь и все устроить – часто встречающееся заблуждение при разговорах с жертвами насилия).

Будьте честны. Объясните ему, что конкретно вы собираетесь делать дальше, и спросите, согласен ли он с вашими намерениями («Мне надо сказать кое-кому (педагогу-психологу, социальному педагогу или милиционеру) о том, что случилось. Они захотят задать тебе несколько вопросов. Они помогут сделать так, чтобы ты почувствовал(-а) себя в безопасности». Можно дать понять ребенку, что вы понимаете его чувства по этому поводу, но не должны оставлять ему выбора. Скажите ребенку: «Бывают такие секреты, которые нельзя хранить, если тебе сделали плохо»).

Обговорите с ребенком разные возможности, предложите посоветоваться со знающими людьми и (может быть) попросить у них помощи.

Обратитесь за профессиональной помощью – психологической, правовой, медицинской.

Настаивайте на прохождении медицинского осмотра как можно скорее, даже если нет видимых повреждений.

Ребенка с умеренными и тяжелыми повреждениями, неврологическими и сердечно-сосудистыми нарушениями, а также с тяжелой психической травмой необходимо госпитализировать.

Не думайте, что ребенок обязательно ненавидит своего противника или сердится на него (он может оказаться членом семьи, родителем или опекуном). Терпеливо отвечайте на вопросы, рассеивайте тревоги ребенка.

После окончания разговора сделайте подробную запись.

Если насильник – в семье (отец, отчим, брат), то необходимо изъятие ребенка из семьи.

Чего не стоит делать

Не старайтесь преуменьшить значение того, что случилось. Всякое сексуальное насилие имеет последствия, даже если это случилось лишь однажды или никогда не заходило дальше «баловства».

Не предполагайте, что жертва насилия «сама виновата». Ничто не может служить оправданием для насилия.

Не ищите оправданий для насильника. Какими бы ни были его проблемы, это не дает права на совершение насилия.

Не советуйте ребенку забыть все и жить так, как будто ничего не было. Последствия насилия таковы, что навязчивые воспоминания и мысли о пережитом вызывают тревогу, беспокойство и неуверенность в будущем. Лучше обратиться к психологу, имеющему опыт работы с детьми,

Не давайте ребенку опрометчивых обещаний («Это останется между нами», «Мама не будет сердиться», «Все будет хорошо»). Насильник уже заставил ребенка держать их отношения в секрете, а собственный жизненный опыт говорит ему, что мама будет сердиться и ругать его (что чаще всего и происходит).

Не реагируйте с ужасом, высказывая очевидный шок или отвращение. Сократите высказывания оценочного или осуждающего характера. Не переносите свои чувств на жертву. Важно сказать ребенку, что услышанное вас обеспокоило, и что он поступил правильно, поделившись с вами.

свернуть