Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних

Кризисные ситуации в жизни подростка. Как помочь

Предупредить суицид можно

Предупреждение самоубийств у молодежи

КАК УБЕРЕЧЬ РЕБЕНКА ОТ РОКОВОГО ШАГА?

КАК УБЕРЕЧЬ РЕБЕНКА ОТ РОКОВОГО ШАГА?
НЕ ДОПУСТИТЬ СУИЦИД У ПОДРОСТКА
(рекомендации родителям)
 
«Мир, вероятно, спасти уже не удастся,
Но отдельного человека всегда можно»
И. Бродский
 
   Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни).
 
   Что в поведении подростка должно насторожить:
  • Резкое снижение успеваемости, проявление безразличия к учебе и оценкам.
  • Подавленное настроение, пониженный эмоциональный фон, раздражительность, которое сохраняется длительное время.
  • Резкое изменение поведения (стал неряшливым, не хочет разговаривать с близкими ему людьми, начал раздаривать дорогие ему вещи, теряет интерес к тому, чем раньше любил заниматься, отдаляется от друзей).
  • Наличие примера суицида в ближайшем окружении, а также среди значимых взрослых или сверстников.
  • Ребенок прямо или косвенно говорит о желании умереть или убить себя или о нежелании продолжать жизнь. (Разговоры о нежелании жить – попытка привлечь внимание взрослого к себе и своим проблемам. Бытует миф, что если человек говорит об этом,  то значит, этого не сделает. Однако это не так! Отчаявшийся подросток, на которого не обращают внимания, вполне может довести свое намерение до конца).
  • Рискованное поведение, в котором высока вероятность причинения вреда своей жизни и здоровью.

   Суицид – это то, чего практически всегда можно избежать.

   Главное, что для этого необходимо вовремя заметить тревожные сигналы.

   Не следует говорить ребенку:

  • «Когда я был в твоем возрасте…да ты просто несешь чушь!»;
  • «Подумай о тех, кому хуже, чем тебе»;
  • «Не говори глупостей. Поговорим о другом»;
  • «Где уж мне тебя понять!»;
  • «И что ты теперь хочешь? Выкладывай немедленно!»;
  • «Не получается – значит, не старался!»;
  • «Все дети, как дети, а ты …»;
  • «Сам виноват…не жалуйся…..бестолочь».

   Обязательно скажите ему:

  • «Чувствую, что что-то происходит. Давай поговорим об этом»;
  • «Чувствую, что ты подавлен. Иногда мы все так чувствуем себя. Давай обсудим, какие у нас проблемы, как их можно разрешить»;
  • «Ты много значишь для меня, для нас. Меня беспокоит твое настроение. Поговорим об этом»;
  • «Расскажи мне, что ты чувствуешь. Я действительно хочу тебя понять».

   Опасные ситуации, на которые надо обратить особое внимание:

  • Отвержение сверстников, травля (в том числе в социальных сетях).
  • Ссора или острый конфликт со значимыми взрослыми.
  • Несчастная любовь или разрыв романтических отношений.
  • Объективно тяжелая жизненная ситуация (потеря близкого человека, резкое общественное отвержение, тяжелое заболевание).
  • Личная неудача подростка на фоне высокой значимости и ценности социального успеха.
  • Резкое изменение социального окружения (например, в результате смены места жительства).
  • Нестабильная семейная ситуация (развод родителей, конфликты, ситуации насилия).  
   Риск суицида выше в семьях, отношения в которых строятся на зависимости.
 
   Четыре основные причины самоубийства:
  • Изоляция (чувство, что тебя никто не понимает, тобой никто не интересуется);
  • Беспомощность (ощущение,  что ты не можешь контролировать жизнь, все зависит не от тебя); Безнадежность (когда будущее не предвещает ничего хорошего);
  • Чувство собственной незначимости (уязвленное чувство собственного достоинства, низкая самооценка, переживание некомпетентности, стыд за себя).

   Приемы предупреждения суицидов:

  • Воспринимайте ребенка всерьез. Относиться снисходительно нельзя.
  • Выслушивайте – «Я слышу тебя». Дайте ему возможность высказаться. Уделите ему вашевремя. Задайте вопросы и внимательно слушайте.
  • Ни в коем случае не оставляйте нерешенными проблемы, касающиеся сохранения физического и психического здоровья ребенка;
  • Анализируйте вместе с сыном или дочерью каждую трудную ситуацию;
  • Воспитывайте в ребенке привычку рассказывать родителям не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах;
  • Не опаздывайте с ответами на его вопросы по различным проблемам физиологии, взаимоотношений и т.д.;
  • Не иронизируйте, если в какой-то ситуации ребенок оказался слабым физически и морально, помогите ему и поддержите его, укажите возможные пути решения возникшей проблемы;
  • Будьте внимательны к косвенным показателям при предполагаемом самоубийстве.
  • Каждое шутливое упоминание или угрозу следует воспринимать всерьез.
  • Подчеркивайте временный характер проблем – признайте, что его чувства очень сильны, проблемы сложны – узнайте, чем вы можете помочь, поскольку вам он уже доверяет.
  • Обсудите с ним работу служб, которые могут оказать помощь в ситуации, сопряженной с риском для жизни; записать соответствующие номера телефонов;
свернуть

"Когда подросток думает о смерти..."

Рекомендации родителям по предотвращению и профилактике суицидального поведения

Рекомендации родителям по предотвращению и профилактике суицидального поведения

Семейная дезорганизация - главная социально-психологическая причина суицидов. Дети, совершающие самоубийство, как правило, из неблагополучных семей, в которых часто происходят конфликты между родителями, между родителями и детьми с применением насилия. Экономические проблемы в семье, ранняя потеря родителей или утрата с ними взаимопонимания, болезнь матери, уход из семьи отца - также могут бьггь причинами суицидального решения.

Признаки депрессивных реакций у подростков

1.      Снижение интереса к деятельности, потеря удовольствия at деятельности, которая раньше нравилась.

2.      Уклонение от общения: нежелание идти в школу, общаться со сверстниками, склонность к уединению.

3.      Снижение успеваемости из-за трудностей концентрации внимания и нарушений запоминания.

4.      Изменения сна и/или аппетита (ест/спит болыпе/меныпе, чем раньше).

5.      Вялость, хроническая усталость.

6.      Грустное настроение или повышенная раздражительность. Идеи собственной малоценности, никчемности.

7.      Телесное недомогание: головная боль, проблемы с желудком.

8.      Возможным проявлением депрессии может быть отклонение от общепринятых норм поведения: показная бравада, грубость, агрессия, демонстративные уходы из дома, употребление ПАВ.

Вели кризисная ситуация вызывает у ребёнка сильные переживания, он может задуматься о причинении себе вреда как способе решения проблемы (даже если раньше говорил, что самоубийство могут совершить только дураки). Суицидальное поведение подростков может иметь неожиданный, импульсивный характер, а может развиваться постепенно. Насторожить взрослого могут следующие признаки в психологическом состоянии и поведении ребёнка.

С целью профилактики суицидов родителям необходимо:

1.      ни в коем случае не оставлять нерешенными проблемы, касающиеся сохранения физического и психического здоровья ребенка;

2.      анализировать вместе с сыном или дочерью каждую трудную ситуацию;

3.      учить ребенка с раннего детства принимать ответственность за свои поступки и решения, предвидеть последствия поступков. Сформируйте у него потребность задаваться вопросом: «Что будет, если...»;

4.      воспитывать в ребенке привычку рассказывать родителям не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах;

5.      не опаздывать с ответами на его вопросы по различным проблемам физиологии;

6.      не иронизировать над ребенком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально, помочь ему и поддержать его, указать возможные пути решения возникшей проблемы;

7.      обсудить с ним работу служб, которые могут оказать помощь в ситуации, сопряженной с риском для жизни; записать соответствующие номера телефонов;

8.      записать свои рабочие номера телефонов, а также номера телефонов людей, которым родители сами доверяют.

В случае нахождения ребенка в кризисном состоянии:

1.      Крепко прижмите ребенка к себе. Именно близость к родителям дает ребенку уверенность в том, что все хорошо. Заключение его в объятия позволяет одновременно оценить, насколько серьезно психически травмирован ребенок.

2.      Попросите ребёнка рассказать о том, что произошло. Следует обратить внимание не только на то, что он рассказывает, а как он это делает, то есть на его жесты и эмоции. Чем подробнее ребенок расскажет о происшедшем, «выпуская пар своих эмоций», тем быстрее он успокоится. Доверие ребенка к родителям создает предпосылки для будущих бесед о его неприятностях и психических травмах.

3.      Выслушав ребёнка, ободрите и успокойте его. Спокойным и нежным голосом следует произнести слова утешения, ободрения и поддержки. «Все будет хорошо, дорогой. Мама любит тебя. Все образуется. Мы вместе все решим». Следует объяснить сложившуюся ситуацию с другой точки зрения, давая грамотную оценку происходящим событиям и пути выхода из неё. Если выход из данной ситуации неочевиден, следует вместе с ребенком обратиться за помощью к специалисту.

4.      Покажите вашему ребенку, что его благополучие всегда стоит для вас на первом месте. В кризисной ситуации ребенку крайне нужна защита и помощь ему в преодолении душевного кризиса, где бы он ни возник - дома или вне дома.

5.      Принимайте решительные меры по предупреждению дальнейших несправедливых поступков по отношению к вашему ребенку. Если кто-либо обидел вашего ребенка, следует принять все необходимые меры, чтобы такое больше никогда не повторилось. Готовность родителей защитить ребенка от * несправедливости покажет ему, что он не одинок. Родителям необходимо дать почувствовать ребенку, что он им не безразличен и очень дорог и что родители его действительно очень любят.

6.      Помогите ребенку преодолеть последствия обид и несправедливости. Родителям следует учить ребенка умению прощать.

7.      Если вы почувствовали желание ребенка совершить суицид, обязательно обратитесь за помощью к специалистам. Взрослые люди, несомненно, могут иметь благие намерения, но им может не хватать умения и опыта, кроме того, они бывают склонны к излишней эмоциональности. Проконсультируйтесь с психологом о возможной помощи. Иногда единственной альтернативой помощи суициденту, если ситуация оказывается безнадежной, становится госпитализация в психиатрическую больницу. Промедление может быть опасным; госпитализация может принести облегчение, как подростку, так и в семье.

8.      Следует критически рассмотреть отношения в семье, с ребенком и сменить стиль общения во избежание трагедии. Необходимо все бросить и заняться жизнью ребенка, за которого родители несут ответственность. Родители обязаны помочь ребенку в период становления личности разобраться в главном, научить преодолевать трудности, создать перспективу, просто посочувствовать ему и принять его таким, каков он есть.

9.      При попытке суицида необходимо немедленно вызвать «скорую» медицинскую помощь, а тем временем постараться взять себя в руки и не паниковать. Не следует кричать, говорить следует спокойно и доброжелательно, ни в коем случае не упрекать ребенка или кого-то из родных в случившемся. Беда ведь общая. При попытке отравления следует промыть желудок, а при порезе перетянуть руку жгутом и остановить кровотечение. В случае негативной реакции родителей на суицидное поведение подростка ситуация может усугубиться с дальнейшими негативными реакциями ребенка или уходом из дома. Во всяком случае это происшествие должно всерьез заставить родителей задуматься об их отношениях с детьми, между собой и психологической обстановке в семье в целом. Если ребенок доведён до такого состояния, что он решил «уйти в мир иной», значит, есть на это очень серьезные причины.

ВСЕГДА ПОМНИТЕ! Для ваших детей нет никого ближе и роднее, чем вы...

Основные принципы разговора с ребёнком, находящимся в кризисном состоянии

•        Успокоиться самому.

•        Уделить всё внимание ребёнку.

•        Вести беседу так, будто вы обладаете неограниченным запасом времени и важнее этой беседы для вас сейчас ничего нет.

•        Избегать нотаций, уговаривания, менторского тона речи.

•        Дать ребёнку возможность высказаться и говорить только тогда, когда перестанет говорить он.

Структура разговора и примеры фраз для оказания эмоциональной поддержки

1)      Начало разговора: «Мне показалось, что в последнее время ты выглядишь расстроенным, у тебя что-то случилось?»;

2)      Активное слушание. Пересказать то, что ребёнок рассказал вам, чтобы он убедился, что вы действительно поняли суть услышанного и ничего не пропустили мимо ушей: «Правильно ли я тебя поняп(а), что ...?»

3)      Прояснение намерений: «Бывало ли тебе так тяжело, что тебе хотелось, чтобы это все поскорее закончилось?»

4)      Расширение перспективы: «Давай подумаем, какие могут быть выходы из этой ситуации? Как ты раньше справлялся с трудностями? Что бы ты сказал, если бы на твоем месте был твой другЪ>

5)      Нормализация, вселение надежды: «Иногда мы все чувствуем себя подавленными, неспособными что-либо изменить, но потом это состояние проходит».

Примеры ведения диалога с подростком, находящимся в кризисном состоянии

1.      ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Ненавижу учебу, школу и т.п.», СПРОСИТЕ: «Что именно тебя раздражает?» «Что ты хочешь сделать, когда это чувствуешь?...». НЕ ГОВОРИТЕ: «Когда я был в твоем возрасте... да ты просто лентяй!»

2.      ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Все кажется таким безнадежным...», СКАЖИТЕ: «Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы, и какую из них надо решить в первую очередь». НЕ ГОВОРИТЕ: «Подумай лучше о тех, кому еще хуже, чем тебе».

3.      ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Всем было бы лучше без меня!», СПРОСИТЕ: «Кому именно?», «На кого ты обижен?», «Ты очень много значишь для нас, и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит». НЕ ГОВОРИТЕ: «Не говори глупостей. Давай поговорим о чем- нибудь другом».

4.      ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Вы не понимаете меня!», СПРОСИТЕ: «Что я сейчас должен понять? Я действительно хочу это знать». НЕ ГОВОРИТЕ: «Кто же может понять молодежь в наши дни?»

5.      ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Я совершил ужасный поступок...», СКАЖИТЕ: «Давай сядем и поговорим об этом». НЕ ГОВОРИТЕ: «Что посеешь, то и пожнешь!»

6.      ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «А если у меня не получится?», СКАЖИТЕ: «Если не получится, ничего страшного. Мы вместе подумаем, почему не получилось в этот раз, и что можно сделать, чтобы получилось в следующий». НЕ ГОВОРИТЕ: «Если не получится, значит, ты недостаточно постарался!»

Если в процессе разговора (или просто по результатам своих наблюдений) вы обнаруживаете у подростка признаки наличия депрессивного состояния, не стоит трактовать их как возрастной кризис, необходимо незамедлительно обратиться за консультацией к неврологу или детскому психиатру для оценки состояния и оказания своевременной помощи.

свернуть

Памятка родителям по предотвращению суицида

Ребенок является олицетворением начала жизни, перед ним лежит большое количество самых различных дорог и возможностей, ему еще только предстоит познать все то, что готова предложить человеку жизнь. Детская смерть, пожалуй, самое нелепое и трагичное событие, которое только можно себе представить. Разум окружающих людей просто отказывается воспринимать эту страшную реальностью – добровольный уход из жизни ребенка или подростка.
СУИЦИД – акт лишения себя жизни, при котором человек действует целенаправленно, преднамеренно, осознанно (умышленное самоповреждение со смертельным исходом. ДЕТСКИЙ СУИЦИД – это то, чего практически всегда можно избежать. ГЛАВНОЕ,ЧТО ДЛЯ ЭТОГО НЕОБХОДИМО – ЭТО ВОВРЕМЯ ЗАМЕТИТЬ ТРЕВОЖНЫЕ СИГНАЛЫ. Ни один ребенок не решит уйти из жизни и воплотит свое решение в жизнь за считанные часы. Как правило, подобное решение зреет в голове у ребенка не один день, и даже не неделю. И все это время ребенок отчаянно взывает к взрослым, различными способами давая понять родителям, что ему очень плохо. Внимательные родители ни за что не оставят без внимания изменившееся поведение их ребенка.
Как показывает статистика подростковых самоубийств, как правило, попытки суицида не совершают детки младше 11 лет. Но не стоит обольщаться и считать, что у маленьких деток не бывает тяжелого психического состояния. Просто малыши еще до конца не осознают, что такое смерть. Однако, зачастую в их разговорах и мыслях любящие и внимательные мама и папа могут заметить повод для тревоги.
И если детский суицид все же, к счастью, встречается достаточно редко, то про подростковые самоубийства нельзя сказать то же самое. Именно на возраст 13 – 16 лет, как показывают статистические данные, приходится пик подростковых самоубийств. По данным психиатров, в возрасте с 7 до 14 самое большое число суицидов совершают мальчики - их психика более хрупкая. С 15 до 18 лет картина меняется: чаще жить не хотят девочки.
Как правило, причинами суицида становятся сугубо личные причины и переживания, проблемы, которые подростку зачастую кажутся абсолютно неразрешимыми.
 
ПРИЧИНА МОЖЕТ БЫТЬ НА СТОЛЬКО НЕЗНАЧИТЕЛЬНОЙ, ЧТО ВЗРОСЛЫЙ ЧЕЛОВЕК ПРОСТО-НАПРОСТО БЫ НЕ ОБРАТИЛ НА НЕЕ ВНИМАНИЯ.
 
 
НИЖЕ ОПИСАНЫ ТЕ ПРОБЛЕМЫ, КОТОРЫЕ НАИБОЛЕЕ ЧАСТО СТАНОВЯТСЯ
ПРИЧИНАМИ СУИЦИДА У ПОДРОСТКОВ.
 
Не стоит улыбаться – поверьте, для ребенка это действительно серьезные проблемы:
  • Ссора с друзьями или родителями. Причем может быть из-за абсолютного пустяка.
  • Расставание с любимым человеком или его измена. В подростковом возрасте дети уверенны, что первая любовь – это навсегда и относится к ней крайне серьезно.
  • Смерть кого – либо из близких родственников.
  • Частое попадание ребенка в стрессовые ситуации; Затяжное депрессивное состояние подростка.
  • Сложная психологическая обстановка в семье – ссоры с родителями, скандалы родителей между собой, их развод.
  • Проблемы ребенка с наркотиками. Как правило, наркотическая зависимость влечет за собой финансовые проблемы и проблемы с правоохранительными органами.
  • Игровая зависимость и зависимость от интернета.
  • Насилие в семье. Зачастую подросток считает себя виноватым в происходящем и боится рассказать взрослым о происходящем.
  • Комплекс неполноценности.
ЗАЧАСТУЮ ТРАГЕДИИ МОЖНО ИЗБЕЖАТЬ. ГЛАВНОЕ,ЧТО ДЛЯ ЭТОГО НЕОБХОДИМО –
ЭТО ВНИМАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ К ИЗМЕНЕНИЯМ, ПРОИСХОДЯЩИМ В ПОВЕДЕНИИ
РЕБЕНКА!
свернуть