Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию Полоцкого райисполкома
Государственное учреждение образования "Вороничская средняя школа Полоцкого района"
Памятка для родителей
«Как помочь ребёнку выполнить домашнее задание».
-Выполняйте домашние задания вместе с ребенком, а не вместо него. Постарайтесь убедить ребенка в том, что добросовестное выполнение уроков значительно облегчает выполнение классных заданий, что дома можно выяснить все то, о чем он не смог спросить в школе и без стеснения потренироваться в том, что пока не получается.
-Выполняйте с ребенком только то, что задано в школе. Не стоит перегружать школьника дополнительными заданиями. Помните, что ребенок находится в школе 4-5 часов, а затем его рабочий день продолжается, когда он продолжает делать уроки дома. Жизнь ребенка не должна состоять только из школьных заданий.
-Работайте спокойно, без нервотрёпки, упреков, порицаний.
- Постарайтесь каждый раз найти, за что можно похвалить ребенка. При неудаче повторяйте задания, давая аналогичные.
-Никогда не начинайте с трудных заданий, усложняйте задания постепенно. В ходе занятий очень важно подкреплять каждый правильный шаг ребенка, так как уверенность в правильном выполнении помогает.
-Усложняйте задания только тогда, когда успешно выполнены предыдущие. Не спешите получить результат, успех придет, если ребенок будет уверен в себе.
-Если необходимо внести коррективы по ходу работы, делайте это немедленно, так как ребенок может “заучить” ошибку. Но избегайте слов “ты делаешь не так”, “это неправильно”.
-Для того чтобы ваша работа с ребенком была более эффективной, она должна быть систематической, но непродолжительной. Кроме того, необходимо, чтобы эта работа не была нудной, дополнительной, тяжелой нагрузкой, цель которой ребенок не знает и не понимает.
Общие рекомендации к самоподготовке: выполнять домашнюю работу нужно начинать в точно установленное время;
Письменные задания:
Устные задания:
К решению задач:
К выполнению заданий по русскому языку:
К выполнению заданий по чтению:
Правила списывания:
Источники:
- «Организация работы заместителя директора начальных классов» Практические материалы. - ВЛАДОС, 2002 г.
- Родительские собрания 1-4. – Н. Дереклеева – ВАКО, 2006 г.
Рекомендации родителям по подготовке домашних заданий
При установке часа начала занятий необходимо определить разумное соотношение времени, отводимого на уроки, прогулки, домашние обязанности, чтобы одно не шло в ущерб другому.
Если нет возможности выделить постоянное отдельное место, то в определенный час должно быть безусловно выделено, освобождено место для занятий.
Приучение ребенка к правильному режиму должно сочетаться с вашей самодисциплиной, уважением к ребенку, доброжелательностью, заинтересованностью, разумной требовательностью.
Нередко встречающаяся в десятом классе проблема — ярко выраженное желание отдохнуть после напряженного девятого и перед выпускным одиннадцатым классом.
Школьник чувствует себя уставшим от серьезных экзаменов и важных решений о своем будущем. Безусловно, школьникам необходима передышка. Более того, родители тоже могут воспользоваться возможностью проводить больше времени с детьми и помочь им восстановить и накопить силы.
Однако есть и большая опасность — можно, не желая того, позволить ребенку основательно «расслабиться» и потерять не только рабочий тонус, но и драгоценное время для подготовки к выпускным экзаменам.
Когда взрослые видят, что ребенок окончательно погрузился в свою жизнь и не занимается ни учебой, ни помощью по дому, они пытаются воздействовать на него критикой и упреками. Обычно родители «пилят» ребенка примерно так: «Опять ты сидишь в интернете! Ты целыми днями ничего не делаешь, тебя ничего не интересует! Придешь из школы и лежишь на диване или болтаешь по телефону до одури!.. » и т.д. и т.п.
Сами взрослые понимают, почему и за что они ругают своих детей, — ведь каждый родитель чувствует ответственность за будущее своего ребенка и, конечно, мечтает увидеть его успешным и счастливым в личной и в профессиональной жизни. Если родителям удалось добиться успеха, то они считают свою дорогу удачной, надежной и, к сожалению, единственно правильной. Если же не все в их жизни сложилось удачно, то они начинают бояться, что ребенок «наступит на те же грабли», и постоянно видят что-то опасное в его поведении.
Свои представления о том, как правильно строить жизнь, родители пытаются навязать ребенку. Они часто забывают, что сами, будучи подростками, не всегда вели себя идеально (в том числе с точки зрения их собственных родителей).
Для того чтобы старшеклассник не отдалялся от взрослых, нужно донести до него свои опасения в обычной беседе, объяснить, что именно в поведении ребенка заставляет вас беспокоиться. Расскажите ребенку о том, что интересовало вас в его возрасте, о каких упущенных возможностях вы жалеете, но сделайте это спокойно, не поучая и не раздражаясь.
Хорошо ориентироваться в явлениях, составляющих так называемую молодежную субкультуру, очень важно для ребенка в этом возрасте. Нередко бывает, что родители уже заранее уверены: все, что занимает подростка, — сплошные глупости. Только присмотревшись и, конечно, вспомнив собственные отроческие годы, взрослый может понять, что для уверенности в себе ребенку необходимо знать, чем живут его сверстники.
Если тот стиль в одежде или в макияже, который выбрал ваш ребенок, не нравится вам, ни в коем случае нельзя его ругать, запрещать ему так одеваться или насмехаться над ним. Поговорите, объясните, что вам кажется неподходящим, и предложите, что именно и как изменить.
Юноши и девушки охотно используют время обучения в десятом классе для общения с друзьями и для разнообразных внешкольных занятий. Школьники проводят все больше времени вне дома, поздно возвращаются, реже, чем раньше, приглашают друзей к себе.
Родители должны объяснить ребенку, что они волнуются за него, но, ни в коем случае не выдвигать необоснованных требований: «всегда быть дома в 20 часов и точка». Любое требование должно быть разумным и аргументированным.
Тем не менее, в 10 классе школьник должен окончательно определиться, будет ли он поступать в вуз после окончания школы. Если принято положительное решение, надо сформулировать конкретные шаги, которые следует предпринять для поступления, и начать готовиться к экзаменам.
Первый шаг – надо выбрать конкретное учебное заведение, в котором хочет учиться школьник. Желательно подготовить «запасные варианты», т.е. наметить 2-3 подходящих вуза или колледжа, с совпадающим перечнем вступительных испытанием. Можно найти координаты этих учебных заведений и ознакомиться с условиями приема.
Второй шаг – уже в 10 классе необходимо посетить День открытых дверей выбранного учебного заведения. Во-первых, там можно получить наиболее полную информацию и купить справочную литературу. Во-вторых, для школьника очень полезно побывать в том здании, где ему предстоит учиться, пообщаться со студентами. Родители могут помочь школьнику познакомиться с содержанием той специальности, которую он выбирает. Именно в 10 классе у подростка есть последняя возможность поменять свое решение.
Третий шаг: По самому «хромающему» из предметов, необходимых для поступления в вуз, надо начинать подготовку именно в 10 классе. В 11 классе график школьника станет более напряженным, начнется серьезная подготовка к экзаменам.
ГУО «Социально-педагогический центр Полоцкого района»
Отдел профилактики семейного неблагополучия, социального сиротства
Консультация для родителей
«Права отцов в воспитании детей. Ответственное отцовство»
Согласно ст. 50 Кодекса о браке и семье Республики Беларусь - взаимные права и обязанности между отцом и ребенком возникают с момента рождения ребенка, если отец и мать ребенка состоят в браке или ребенок рожден в течение десяти месяцев со дня прекращения брака или признания его недействительным. Взаимные права и обязанности между отцом и ребенком, если отец и мать ребенка не состоят в браке, возникают с момента внесения в установленном порядке сведений о нем как отце в запись акта о рождении ребенка либо с момента вступления в законную силу решения суда об установлении отцовства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Как только данные аспекты вышеизложенной статьи имеют место быть, то для ОТЦОВ вступает в действие ст.32 Конституции РБ: родители имеют право и обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье, развитии и обучении, готовить к общественно полезному труду, прививать культуру и уважение к законам, историческим и национальным традициям Беларуси.
В статье 76 Кодекса о браке и семье Республики Беларусь «Равенство прав и обязанностей обоих родителей» определено, что отец и мать имеют равные права и обязанности в отношении своих детей. Родители пользуются равными правами и несут равные обязанности в отношении своих детей и в случае расторжения брака между ними, если иное не предусмотрено в Соглашении о детях. В случае установления отцовства в судебном порядке отец приобретает права и обязанности с момента вступления решения суда в законную силу, за исключением обязанности по содержанию, которая может быть возложена с момента предъявления иска об установлении отцовства. Если родители ребенка не состоят в браке между собой, суд может поручить осуществление попечения над ребенком одному из них, ограничив права и обязанности другого в отношении ребенка.
Ст. 91 Кодекса о браке и семье говорит о том, что родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Ранее, в стереотипе, эта забота считалась заботой отца, тогда как в обязанности матери входило воспитание детей, уход за ними и забота о них. В настоящее время, к сожалению, часто и содержание детей ложится на плечи матери. Либо оба родителя рассчитывают не на собственные силы, а на помощь государства. Зачастую здесь же выплывают и иные проблемы: проблемы во взаимоотношениях между супругами, нарушения детско-родительских взаимоотношений, а самое главное-нарушение иерархии в семейной системе (иерархия – один из параметров семейной системы, призванный устанавливать порядок, определять принадлежность, авторитет, власть в семье и степень влияния одного члена семьи на других. Одно из положений иерархии заключается в том, что в семье родители несут ответственность за детей). Правильная, естественная иерархия должна быть построена на здравом смысле, то есть «главнее» тот, кто старше, умнее, опытнее, от кого в большей степени зависит благосостояние семьи. В традиционных культурах это мужчина-добытчик, или женщина – организатор домашнего хозяйства, в современном мире два работающих супруга могут делить между собой место наверху семейной иерархии. При естественной иерархии семейная система устойчива и гармонична, каждый член семьи получает столько заботы, сколько ему нужно и имеет столько ответственности, сколько способен нести.
В естественной иерархии отец - это не только «кормилец», но и воспитатель для детей, опора для супруги, тот, кто принимает решения и отвечает за них. К сожалению, мнение о том, что отец должен ТОЛЬКО добывать финансовые средства, содержать семью, оплачивать все желания, потребности и брать на себя все семейные расходы, привёл к тому, что на сегодняшний день мальчики, юноши при только материнском воспитании не могут и не хотят брать на себя какую-либо ответственность за других, живут сегодняшним днём, живут так, как им хочется и не задумываются, в основном о том, что в будущем они станут отцами. При воспитании мальчика одной матерью, они в будущем также неосознанно перекладывают свои обязанности по воспитанию и уходу за ребёнком, ведение домашнего хозяйства на плечи супруги.
Однако. Для нормального развития ребёнку ему необходимо и материнское, и отцовское воспитание. Любой сдвиг в одну сторону ведет к искажению мироощущения и нарушению поведения у ребёнка. Воспитание матери основывается на любви, ласке, заботе, развитии, обеспечении безопасности. Однако отцам легче даются воспитательные схемы, чем мамам. Никто не сможет дать ребенку такую поддержку, как отец. С папами детям весело, порой экстремально. И это также необходимо детям, как и забота мамы об их безопасности. Ведь в экстремальных ситуациях дети учатся принимать решения, учатся анализировать, учатся нести ответственность за последствия данных решений.
Отцовское воспитание формирует у ребёнка инициативность, учит противостоять групповому давлению. Папа-определённый пример поведения, источник уверенности в себе и авторитета, дисциплины и порядка, источник познания мира, труда и техники. Специалисты в области педагогики и психологии отмечают, что очень сложно вырастить полноценную личность, будь то девочка, или мальчик, без отца. Народная мудрость гласит: один отец лучше 100 учителей. При общении с отцом у мальчика формируются истинно мужские черты: потребность и способность защищать, принимать на себя ответственность. Формируется внутренняя энергия и душевная сила. У дочери при общении с отцом формируется позитивная самооценка. Девочка учится разбираться в мужской психологии, подстраиваться под неё.
Если отец устраняется от воспитательного процесса, не принимает участия в его жизни, взрослении, то для ребенка это чревато негативными последствиями: сыновья лишаются шанса быть мужественными, в сознание ребенка не закладывается мысль: мужчина – это тот, кто должен оберегать женщину, очень трудно привлечь сына к домашним делам – перед глазами пример мужчины в “белых перчатках”. Сама мама – издерганная, уставшая – далеко не всегда становится тем источником тепла и душевного комфорта, каким должна быть для детей и мужа. Поэтому так важна именно модель, пример поведения отца, его реальные поступки, а не нравоучения о правильном поведении ребёнка. Здесь сразу же срабатывает механизм: я-как мама, я-как папа. А вот когда отец, приходя с работы, вместо лежания на диване интересуется делами всех членов семьи, общается с каждым из них, ребенок ощущает свою значимость и уверенность в себе .
Дети воспринимают отношения между родителями как образец или сценарий своей будущей семейной жизни. Повзрослев, девочка начинает искать себе супруга, сравнивая его со своим отцом. Ведь, как говорится, где хороший отец, там и сын молодец; каков отец, таковы и дети. Психологи выделили самые важные функции отца в воспитании и развитии детей. К ним относят следующие.
Физическое развитие. Отец участвует в формировании двигательных навыков у детей до года. Мужчина в отличие от женщины не боится заниматься активными играми с таким крохой, причем оба (и отец, и малыш) получают от этого огромное удовольствие. Такие игры не только веселят ребенка, но и стимулируют физическое развитие – он быстрее научится ползать и ходить.
Мышление. Отец при желании может стать основным помощником в обучении ребенка разговаривать. Мама и бабушки в этом случае отодвигаются на второстепенный план с их «сюсюканьем». Мужчина, благодаря своей брутальности, разговаривает с крохой правильно и четко. Кроме этого, отец эффективней обучит ребенка разбираться в головоломках и конструкторах.
Сбалансировать отношения ребенка и матери. Ближе к 2 годам ребенку придется отдалиться от матери, которая присутствовала практически 24 часа в сутки в его жизни. Отцы могут помочь малышу перебороть зависимость от матери. Психологи отмечают, что если мужчина берет на себя роль проводника ребенка в детский сад или инициатора переселения крохи в отдельную комнату, то процесс отделения от матери проходит менее болезненно.
Социализация. Отец предъявляет ребенку определенные требования, которые необходимо четко выполнять в обществе. Он учит малыша уважительно относиться к окружающим людям, правильно себя вести вне дома. В процессе воспитания именно от отца малыш узнает, что такое одобрение, порицание и наказание.
Половая идентификация. Поведение папы становится эталоном для мальчика. Мужественность, уверенность, уважение к женщинам – это главные черты, которые необходимо привить сыну. А вот дочери тесное общение с папой позволяет быстрее понять свою женскую роль в жизни.
Конечно, отец не носит ребёнка все 9 месяцев под сердцем, однако он также, как и его мать, ждёт появления на свет своего сына или дочери, и уже заботится о нём, о его матери, планирует будущую семейную жизнь и готовится к будущим изменениям в ней.
В г. Минске существует общественное объединение «Совет отцов» города Минска, — это объединение мужчин, которые приняли решение способствовать осмысленному, осознанному, ответственному отцовству. Членом Совета отцов может стать любой мужчина, который является отцом или стремится им стать. Видение представителей данного объединение-это мир, в котором отцы безусловно любят свои семьи, где фундаментом общества является мужество, ответственность и семейное счастье.