Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию Полоцкого райисполкома
Государственное учреждение образования "Вороничская средняя школа Полоцкого района"
Что такое здоровье? Простота ответа на этот вопрос – типа «это когда ничего не болит» - кажущееся. Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, «здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических факторов». А здоровый образ жизни делает нашу единственную в своем роде жизнь интересной и счастливой, несмотря на естественные трудности и удары судьбы, без которых жизнь невозможна. В связи со снижением показателей состояния здоровья современному человеку необходимо ведение здорового образа жизни, осознание личной активности в повышении уровня здоровья. Но сложившиеся стереотипы и привычки, выработанные несколькими поколениями, отнюдь не соответствуют этому. Многие, к сожалению, мало реализуют здоровый образ жизни в повседневной действительности. Что и кто может вдохновить человека на здоровый образ жизни? Чаще всего у современного человека в качестве побуждающих факторов выступают болезнь, жизненный кризис или другие экстремальные ситуации. Сложившаяся неблагоприятная медико-демографическая ситуация с ростом заболеваемости и смертности, снижением средней продолжительности жизни свидетельствуют о потребности формирования престижа здоровья в обществе и формирования моды на здоровье в молодежных коллективах. Сегодня перед обществом стоит задача сформировать поколение с иным отношением к своему здоровью. Для этих целей наиболее важный период жизни – подростковый, юношеский (молодой), т.е. возраст, когда формируются основные гигиенические навыки и привычки. Воплощением здоровья всегда считалась молодежь. Она обычно полна жизненной энергии, бодрости, способна быстро восстанавливать физические и душевные силы. Подростково-юношеский возраст – действительно время больших возможностей для формирования здорового образа жизни. Но это и время большого риска для здоровья. В последние годы отмечается ухудшение показателей здоровья молодежи. Это свидетельствует о том, что многие факторы современной жизни являются источниками различных заболеваний и психологических нагрузок. Результаты обследования в детских и подростковых коллективах показывают, что самые высокие показатели заболеваемости среди школьников приходятся на органы зрения (127,9 случаев на 1000 осмотренных), т.е. каждый 8-ой школьник; нарушение осанки (81,6 случаев на 1000), т.е. каждый 12-ый школьник; органы пищеварения и сердечно-сосудистой системы (54,1 и 56,1 случаев соответственно на 1000), т.е. каждый 18-ый подросток. Сегодня значительная часть молодых людей ведет образ жизни, далекий от его здоровых аспектов. И никто не станет оспаривать, что факторы здорового образа жизни являются важными в сохранении здоровья, формировании здорового поколения детей, молодежи и всего населения. И от того, насколько успешно навыки здорового образа жизни удается закрепить в молодом возрасте, зависит в последующем раскрытие потенциала личности. Здоровье нации определяется ее культурой, так как профилактика болезней начинается с личной культуры человека. В данном случае следует говорить о культуре здоровья, которая предусматривает умение жить не вредя себе. Культура здоровья является одним из важнейших компонентов общей культуры, когда в процессе своего воспитания молодой человек имеет возможность взять из социума соответствующие опыт и знания и использовать их в интересах своего здоровья. Она помогает человеку владеть собой с целью защиты от всего комплекса агрессивных факторов внешней среды. Культура здоровья предполагает следующее:
Отсюда следует, что личную гигиену, личную потребность в физическом, духовном и нравственном совершенстве надо прививать с детства, продолжая эту работу в молодежной среде. Стратегические цели по укреплению здоровья молодых предполагают следующие направления здорового образа жизни:
Причиной развития многих заболеваний являются факторы риска, к числу которых следует отнести и факторы поведенческого характера: курение, злоупотребление алкоголем, наркоманию, токсикоманию. Все они относятся к группе психоактивных веществ, при употреблении которых формируется зависимость. Зависимость – это глубинная, непреодолимая тяга повторно испытать ощущения, полученные от употребления этого вещества. Сила этого впечатления такова, что оно становится главенствующим и превосходит все естественные и приобретенные потребности. Тяга к «повтору ощущений» становится в большинстве случаев единственным и главным стремлением в жизни. Напряжение, подавленность, волнение и возбуждение усиливают потребность к их употреблению и у человека формируется зависимость к этому психоактивному веществу. Существуют психическая и физическая зависимости. Психическая зависимость означает, что человек добивается внутреннего равновесия только с помощью этого психоактивного вещества. Тот, кто нашел это приятным, легко склоняется к тому, чтобы все повторить. В конце концов, человек не может обходиться без возбуждающего и успокаивающего вещества, возникает необходимость снова и снова употреблять его, а когда сформировалась психическая зависимость, можно говорить о зависимости в полном смысле этого слова. Физическая зависимость от психоактивного вещества означает, что оно уже включилось в обмен веществ в организме. Уже какую-то часть действий организм не хочет делать сам, он поручает это наркотическому веществу. Например, наркотики принимаются уже не для того, чтобы испытывать приятное ощущение, а для того, чтобы избежать мучительного явления начинающегося синдрома отмены, когда в организм перестает поступать это вещество. |
Проблемы питания
Одной из главных составляющих здорового образа жизни является рациональное питание. Анализ особенностей организации питания показал, что большинство респондентов завтракают дома. Ежедневно употребляют в пищу овощи и фрукты 69,3% учащихся школы. На присутствие мяса в ежедневном меню указали 59,3% учеников школы. Молоко и молочнокислые продукты употребляют в пищу каждый день половина опрошенных учеников школы (53,1%). Каждый второй школьник ест рыбу раз в неделю. Крайне редко употребляют в пищу овощи и фрукты 20,2% школьников. Вообще не едят мяса 2,2%, 4,1% и 14,3% подростков школы. В меню каждого третьего респондента отсутствует молоко и молочнокислые продукты, каждый пятый анкетируемый исключил из рациона рыбу. Однако систематически едят бутерброды около половины школьников (43,3%)
Довольно часто в меню присутствуют сладкие газированные напитки у 49,1% учеников школы. Конфеты и чипсы ежедневно употребляют в пищу большинство опрошенных (63,1% школьников)
Подросток и диеты
Несомненно, каждый из родителей сталкивался с таким явлением, как девушка – подросток, который ограничивает себя в еде и неутомимо экспериментирует с диетами. Однако такой фактор, как систематическое ущемление в еде, резкая потеря в весе и голодание не лучшим образом отображается на здоровье стремительно развивающегося детского организма. Если у ребенка действительно есть избыток массы, то в первую очередь нужно начать с консультации эндокринолога и гастроэнтеролога, только врач может составить диету, которая не навредит.
Современные исследования показали, что девушки во что бы то ни стало стремятся похудеть для того чтобы достичь идеальных размеров и быть как с обложки модного глянцевого издания, с которого улыбаются худощавые модели с «европейскими» параметрами фигуры. Чтобы заполучить вожделенный трофей, девушки идут даже на крайние меры – голодание, которое пагубно сказывается на состоянии организма и половом созревании в общем. Ввиду того, что в этот период девушки набирают несколько килограммов из-за физиологических особенностей, то заметив первые изменения, подросток бросает все силы на то, чтобы избавиться от ненавистных кило.
Когда девушка находит в интернете очередную новую и «проверенную» диету, которыми пестрят просторы рунета, девочка не подозревает, что методика рассчитана на исключительно сформировавшийся организм взрослой барышни. Таким образом, она наносит непоправимый вред организму, если желает воспользоваться рекомендациями и советами диетологов. При желании быстро похудеть девочка как бы приостанавливает происходящие в организме очень важные процессы, которые влияют на его формирование. При этом непоправимый вред наносится как в физическом, так и психологическом плане.
Врачи убеждены, что голодание и фанатичное увлечение диетами отражается на функционировании головного мозга, потому как с пищей в организм не поступают такие необходимые вещества, как глюкоза и углеводы, которые отвечают за активность мозга.
У девочек понижается концентрация внимания, в то время как мозговая деятельность снижается, в голове появляется «туманность», а частые мигрени и сонливость становятся сопутствующими признаками голодания. Но это далеко не все побочные эффекты от стремления быть худой. Организм начинает обезвоживаться, кожа отличается сухостью. Девочка все чаще замечает, что волосы стали ломкими и сухими, а ногти ломаются и крошатся.
В итоге экспериментального голодания и диет у подростка появляются проблемы с репродуктивными органами, наступает задержка менструаций, в итоге происходит задержка полового созревания, а анорексия становится неизбежной. Врачи утверждают, что зачастую анорексию становится сложно излечить, и такая болезнь приводит к летальному исходу.
Если вы заметили, что подросток целенаправленно отказывается от пищи, то необходимо сразу принять меры во избежание возможных осложнений. Начать можно с похода к психологу.