Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию Полоцкого райисполкома
Государственное учреждение образования "Вороничская средняя школа Полоцкого района"
Режим дня в жизни детей младшего школьного возраста важен и необходим. В теории все знают, что многие трудности обучения, ухудшение здоровья связаны именно с нарушениями режима. Но на практике чётко организовать и спланировать день школьника довольно сложно. Режим основан на закономерностях, по которым живёт организм, от его соблюдения или несоблюдения , прежде всего, зависит такой важный показатель состояния организма как работоспособность. У первоклассника работоспособность снижается довольно быстро, о чём свидетельствует общее двигательное беспокойство. Через 15-20 минут после начала урока дети начинают отвлекаться, вертеться – то же самое происходит и дома во время приготовления домашних заданий. Двигательное беспокойство – защитная реакция детского организма, который как бы отключается, даёт себе отдых, не доводя до утомления. Слова, окрики, упрёки не помогают, поскольку дети не отдают себе отчёт в том, что происходит. Только спланированное переключение с одного вида деятельности на другой может предотвратить утомление и удержать внимание ребёнка.
При любой деятельности сначала происходит постепенное повышение показателей работоспособности, так называемое врабатывание. Затем наступает пик работоспособности, а потом появляются первые признаки утомления: снижается внимание, возникает двигательное беспокойство, растёт число ошибок. Это только внешние признаки. Одновременно повышается напряжение всех физиологических систем, и если вовремя не уменьшить нагрузки, а продолжить занятия с той же интенсивностью, работоспособность резко падает. Эти закономерности необходимо учитывать в школе на уроках и дома во время домашних занятий. Изменения в организме, связанные с утомлением, временны и исчезают при отдыхе и смене деятельности. Учебный процесс не может вовсе избежать утомления школьников, но должен строиться так, чтобы отдалить его наступление и предупредить возникновение переутомления. Опасность переутомления в том, что изменения происходящие в организме, уже не устраняются кратковременным отдыхом и переключением на новый вид деятельности. Если переутомление хроническое, длительно действующее, оно сказывается на росте и развитии ребёнка, общем состоянии его здоровья. Все отрицательные последствия обучения имеют в своей основе переутомление, перегрузку.
Рационально организованный режим дня младшего школьника выглядит примерно следующим образом. Подъём за час-полтора до выхода в школу, утренняя зарядка, завтрак, который обязательно должен быть горячим. Занятия в школе. Когда ребёнок возвращается из школы, он находится на спаде работоспособности. Поэтому сначала ему необходимо пообедать, отдохнуть – и ни в коем случае не садиться сразу же за уроки. Отдых желателен активный, на свежем воздухе, в играх и движении. Нельзя ни в наказание, ни по любым другим причинам лишать ребёнка этого отдыха, он необходим ему. Для детей ослабленных, часто болеющих, со слабой нервной системой лучший отдых – полуторачасовой дневной сон в хорошо проветренной комнате. Сон способствует ещё и разгрузке опорно-двигательного аппарата и служит хорошей профилактикой нарушений осанки.
Важно правильно организовать выполнение школьником домашних заданий. Часто выполнение всех заданных на дом уроков занимает у младших школьников полтора-два часа, поскольку у них нет ещё навыков самостоятельной работы и они делают всё медленно, через силу. Максимальная продолжительность работы у младших школьников не более 30 минут. Лучшее время для приготовления уроков – 15-16 часов. Через каждые 25-30 минут необходим перерыв для восстановления работоспособности. Начинать готовить уроки надо с менее сложных, затем переходить к самым трудным.
Ребёнку, который начал учиться в школе, часто не хватает двигательной и физической нагрузки, из-за этого появляются вялость, утомляемость, задержки роста. Поэтому в распорядке дня у школьника обязательно должны присутствовать утренняя гимнастика и физкультурные минутки во время приготовления домашних заданий.
Младшим школьникам не стоит смотреть телевизор дольше 40-45 минут в день. А детям возбудимым, ослабленным стоит сократить и это время. Нельзя смотреть телевизор лёжа, только сидя на расстоянии 2-5,5 м от экрана.
В младшем школьном возрасте очень важно следить за соблюдением режима сна. Первокласснику необходимо спать 11,5 часов в сутки, включая 1,5 часа дневного сна. Сон должен быть глубоким и спокойным, поэтому не допускайте перед сном шумных игр, занятий спортом, просмотра страшных фильмов, ссор и повышения голоса. Снижение работоспособности и повышенная утомляемость могут наблюдаться и при достаточном по времени, но беспокойном сне, частых пробуждениях, что нередко бывает, когда в комнате, где спит ребёнок, включен телевизор
Уважаемые родители! Ещё раз обратите внимание на соблюдение режима дня, помните:
Режим дня учит ребёнка планированию, самостоятельности и ответственности.
Регулярное недосыпание, неправильно спланированный день, отсутствие режима приводит к различным неврозам, нарушениям здоровья, сна, снижению эмоционального фона, отсутствию мотивации.
Режим дня в жизни детей младшего школьного возраста важен и необходим. В теории все знают, что многие трудности обучения, ухудшение здоровья связаны именно с нарушениями режима. Но на практике чётко организовать и спланировать день школьника довольно сложно. Режим основан на закономерностях, по которым живёт организм, от его соблюдения или несоблюдения , прежде всего, зависит такой важный показатель состояния организма как работоспособность. У первоклассника работоспособность снижается довольно быстро, о чём свидетельствует общее двигательное беспокойство. Через 15-20 минут после начала урока дети начинают отвлекаться, вертеться – то же самое происходит и дома во время приготовления домашних заданий. Двигательное беспокойство – защитная реакция детского организма, который как бы отключается, даёт себе отдых, не доводя до утомления. Слова, окрики, упрёки не помогают, поскольку дети не отдают себе отчёт в том, что происходит. Только спланированное переключение с одного вида деятельности на другой может предотвратить утомление и удержать внимание ребёнка.
При любой деятельности сначала происходит постепенное повышение показателей работоспособности, так называемое врабатывание. Затем наступает пик работоспособности, а потом появляются первые признаки утомления: снижается внимание, возникает двигательное беспокойство, растёт число ошибок. Это только внешние признаки. Одновременно повышается напряжение всех физиологических систем, и если вовремя не уменьшить нагрузки, а продолжить занятия с той же интенсивностью, работоспособность резко падает. Эти закономерности необходимо учитывать в школе на уроках и дома во время домашних занятий. Изменения в организме, связанные с утомлением, временны и исчезают при отдыхе и смене деятельности. Учебный процесс не может вовсе избежать утомления школьников, но должен строиться так, чтобы отдалить его наступление и предупредить возникновение переутомления. Опасность переутомления в том, что изменения происходящие в организме, уже не устраняются кратковременным отдыхом и переключением на новый вид деятельности. Если переутомление хроническое, длительно действующее, оно сказывается на росте и развитии ребёнка, общем состоянии его здоровья. Все отрицательные последствия обучения имеют в своей основе переутомление, перегрузку.
Рационально организованный режим дня младшего школьника выглядит примерно следующим образом. Подъём за час-полтора до выхода в школу, утренняя зарядка, завтрак, который обязательно должен быть горячим. Занятия в школе. Когда ребёнок возвращается из школы, он находится на спаде работоспособности. Поэтому сначала ему необходимо пообедать, отдохнуть – и ни в коем случае не садиться сразу же за уроки. Отдых желателен активный, на свежем воздухе, в играх и движении. Нельзя ни в наказание, ни по любым другим причинам лишать ребёнка этого отдыха, он необходим ему. Для детей ослабленных, часто болеющих, со слабой нервной системой лучший отдых – полуторачасовой дневной сон в хорошо проветренной комнате. Сон способствует ещё и разгрузке опорно-двигательного аппарата и служит хорошей профилактикой нарушений осанки.
Важно правильно организовать выполнение школьником домашних заданий. Часто выполнение всех заданных на дом уроков занимает у младших школьников полтора-два часа, поскольку у них нет ещё навыков самостоятельной работы и они делают всё медленно, через силу. Максимальная продолжительность работы у младших школьников не более 30 минут. Лучшее время для приготовления уроков – 15-16 часов. Через каждые 25-30 минут необходим перерыв для восстановления работоспособности. Начинать готовить уроки надо с менее сложных, затем переходить к самым трудным.
Ребёнку, который начал учиться в школе, часто не хватает двигательной и физической нагрузки, из-за этого появляются вялость, утомляемость, задержки роста. Поэтому в распорядке дня у школьника обязательно должны присутствовать утренняя гимнастика и физкультурные минутки во время приготовления домашних заданий.
Младшим школьникам не стоит смотреть телевизор дольше 40-45 минут в день. А детям возбудимым, ослабленным стоит сократить и это время. Нельзя смотреть телевизор лёжа, только сидя на расстоянии 2-5,5 м от экрана.
В младшем школьном возрасте очень важно следить за соблюдением режима сна. Первокласснику необходимо спать 11,5 часов в сутки, включая 1,5 часа дневного сна. Сон должен быть глубоким и спокойным, поэтому не допускайте перед сном шумных игр, занятий спортом, просмотра страшных фильмов, ссор и повышения голоса. Снижение работоспособности и повышенная утомляемость могут наблюдаться и при достаточном по времени, но беспокойном сне, частых пробуждениях, что нередко бывает, когда в комнате, где спит ребёнок, включен телевизор
Уважаемые родители! Ещё раз обратите внимание на соблюдение режима дня, помните:
Режим дня учит ребёнка планированию, самостоятельности и ответственности.
Регулярное недосыпание, неправильно спланированный день, отсутствие режима приводит к различным неврозам, нарушениям здоровья, сна, снижению эмоционального фона, отсутствию мотивации.