Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию Полоцкого райисполкома
Государственное учреждение образования "Вороничская средняя школа Полоцкого района"
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель
Министра образования
Республики Беларусь
_____________А.В. Кадлубай
14 декабря 2021 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации и проведению экскурсий для учащихся Х-ХІ классов учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, в рамках изучения учебных предметов, предусмотренных типовыми учебными планами общего среднего образования |
|
Кодексом Республики Беларусь об образовании;
Законом Республики Беларусь от 25 ноября 1999 г. № 326-З «О туризме»;
постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 ноября 2014 г. № 1064 «Об утверждении Правил оказания туристических услуг»;
постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2008 г. № 972 «О некоторых вопросах автомобильных перевозок пассажиров»;
постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 17 июля 2007 г. № 35а «Об утверждении Инструкции об организации участия обучающихся учреждений образования в туристских походах и экскурсиях»;
постановлением Министерства спорта и туризма Республики Беларусь 10 июля 2007 г. № 17 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения инструктажа о соблюдении правил личной безопасности туриста, экскурсанта».
руководитель (заместитель руководителя) экскурсии – конкретное должностное лицо (учитель), организующий проведение учебного занятия в форме экскурсии, на которого возложена ответственность и контроль за обеспечением безопасности учащихся во время его проведения;
экскурсия – туристическое путешествие физических лиц на период менее 24 часов, посещение физическими лицами, в том числе учащимися, в познавательных целях туристических объектов, имеющих художественную, историческую и иную значимость, под руководством экскурсовода, иного лица, наделенного правом проведения экскурсий;
экскурсант – физическое лицо, совершающее экскурсию без ночевки в стране (месте) временного пребывания;
экскурсовод – физическое лицо, имеющее соответствующую квалификацию для проведения экскурсий;
экскурсионное обслуживание – деятельность субъектов туристической деятельности, а также иных юридических лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, по подготовке, организации и проведению экскурсий.
формирование гражданственности, патриотизма, национального самосознания;
изучение природных, социально-культурных объектов, историко-культурных ценностей;
формирование нравственной, эстетической и экологической культуры;
укрепление здоровья, физическое совершенствование, формирование опыта безопасной жизнедеятельности учащихся.
Экскурсионные объекты определяются учителем согласно Перечню туристических объектов, рекомендуемых для организации и проведения экскурсий для учащихся Х-ХІ классов учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, в рамках изучения учебных предметов, предусмотренных типовыми учебными планами общего среднего образования, согласно приложению к Методическим рекомендациям.
сроки проведения экскурсии, маршрут и список участников;
назначение должностных лиц из числа учителей (руководителя экскурсии и его заместителя) с возложением на них ответственности и контроля за обеспечением безопасности учащихся во время участия в экскурсии;
соответствующие изменения в расписании учебных занятий.
руководителю экскурсии (учителю) – за счет часов, предусмотренных учебным планом по соответствующему учебному предмету (не более 2 часов) и за счет часов организационно-воспитательной работы (не более 3 часов);
заместителю руководителя экскурсии (учителю, сопровождающему учащихся во время экскурсии) – за счет часов организационно-воспитательной работы (не более 3 часов).
Запись в классном журнале о проведении учебного занятия (учебных занятий) в форме экскурсии оформляется в соответствии с внесенными изменениями в расписание.
Запись часов организационно-воспитательной работы осуществляется в классном журнале соответствующего класса, для которого организована экскурсия, не позднее трех рабочих дней после посещения экскурсионного объекта.
Оплата дополнительных часов организационно-воспитательной работы производится в пределах бюджетных средств, предусмотренных на оплату труда.
Руководитель УОСО при автомобильной перевозке группы учащихся обязан заблаговременно, но не позднее пяти суток до начала перевозки, представить автомобильному перевозчику утвержденные списки учащихся и лиц, их сопровождающих. В списке учащихся должны указываться их фамилии, инициалы и даты рождения.
Учитель также имеет возможность провести учебное занятие по изучаемой теме в форме экскурсии без привлечения экскурсовода.
заключать законные представители несовершеннолетних или руководитель экскурсии (учитель) на основании доверенности. Доверенность, составленная в установленном законодательством порядке, выдается законными представителями несовершеннолетних руководителю экскурсии (учителю).
Приложение
к Методическим рекомендациям
по организации и проведению экскурсий для учащихся Х-ХІ классов учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, в рамках изучения учебных предметов, предусмотренных типовыми учебными планами общего среднего образования
ПЕРЕЧЕНЬ
туристических объектов, рекомендуемых
для организации и проведения экскурсий
для учащихся Х-ХІ классов учреждений
образования, реализующих образовательные
программы общего среднего образования, в
рамках изучения учебных предметов,
предусмотренных типовыми учебными
планами общего среднего образования*
Брестская область
Класс |
Учебный предмет |
Раздел (тема) |
Экскурсионный объект, туристический маршрут |
X |
История Беларуси
|
Первобытное общество на белорусских землях: становление и развитие. Становление и развитие государственности на территории Беларуси |
(По выбору) Археологический музей «Берестье» (г. Брест)
Археологический музей под открытым небом Брестская область, Каменецкий район, аг. Каменюки
Музей «Каменецкая башня» Каменецкий столп «Белая Вежа» (Каменецкий район) |
Уроки «Наш край» |
(По выбору) «Брест – город древний и современный» Областной краеведческий музей, краеведческие музеи районов |
||
Культура Беларуси |
(По выбору) Государственное учреждение культуры «Ружанский дворцовый комплекс рода Сапег» (Пружанский район)
Коссовский дворцово-парковый ансамбль (Ивацевичский район) |
||
Беларуская літаратура |
Іван Мележ «Людзі на балоце»: творчая гісторыя. Тэматыка і праблематыка
|
(По выбору) Музей беларускага Палесся (г. Пінск)
Музей «Сядзіба палешука ХІХ ст.» (в. Парэчча)
Традыцыйная палеская вёска Кудрычы. Турыстычны маршрут «Людзі на балоце» |
|
|
Якуб Колас.Трылогія «На ростанях»: гісторыя напісання і праблематыка, аўтабіяграфізм твора, яго сюжэтная і кампазіцыйныя асаблівасці
|
(По выбору) Літаратурна-этнаграфічны музей Якуба Коласа (Пінскі раён, в. Пінкавічы)
Літаратурна-этнаграфічны музей Я. Коласа (в. Люсіна, Ганцавіцкі раён)
Дом, дзе жыў Я. Колас (Лунінецкі раён). Помнік Я. Коласу (Лунінецкі раён) |
|
XI |
Беларуская літаратура |
Ваенная тэма ў творчасці беларускіх паэтаў і пісьменнікаў (В. Быкаў «Знак бяды») |
Государственное учреждение «Мемориальный комплекс «Брестская крепость-герой» (г. Брест) |
История Беларуси
|
Уроки «Наш край» |
Государственное природоохранное учреждение «Национальный парк «Беловежская пуща» (Каменецкий район) |
|
Культура Беларуси |
Учреждение культуры «Районный музейный комплекс Н. Орды» Памятник Наполеону Орде (Ивановский район, д. Вороцевичи) |
||
Допризывная подготовка |
Защита Отечества |
(По выбору) Памятник узникам Калдычевского лагеря смерти (д. Калдычево)
Мемориальный комплекс «Здитовская оборона» (д. Здитово, Березовский район) Курган Славы, урочище Горки (Ганцевичский район)
Народный музей партизанской славы им. Д.К. Удовикова (Дрогичиский район)
Стела воинам-освободителям г. Кобрина. Танк-монумент 22-ой танковой дивизии генерала-майора В. Пуганова
Музейный комплекс «Партизанам Полесья» |
Витебская область
Класс |
Учебный предмет |
Раздел (тема) |
Экскурсионный объект, туристический маршрут |
X
|
История Беларуси
|
Становление и развитие государственности на территории Беларуси |
Национальный Полоцкий историко-культурный музей-заповедник, включающий: Краеведческий музей; Софийский собор; Музей истории архитектуры Софийского собора; Борисов камень |
Уроки «Наш край» |
Краеведческие (историко-краеведческие) музеи районов |
||
Беларуская літаратура
|
Літаратура эпохі Адраджэння |
Национальный Полоцкий историко-культурный музей-заповедник: Музей белорусского книгопечатания; Музей-библиотека Симеона Полоцкого; Памятник Франциску Скорине; Памятник Симеону Полоцкому (г. Полоцк) |
|
Допризывная подготовка |
Героические подвиги белорусских партизан и подпольщиков на оккупированной территории |
(По выбору) Музей партизанского быта (Россонский район)
Учреждение культуры «Витебский областной музей Героя Советского Союза Миная Филипповича Шмырева» (г. Витебск) |
|
XI |
Беларуская літаратура |
Ваенная тэма ў творчасці беларускіх паэтаў і пісьменнікаў (В. Быкаў «Знак бяды») |
Национальный Полоцкий историко-культурный музей-заповедник, включающий: Музей боевой славы, Историко-культурный комплекс «Поле ратной славы», Музей-квартиру Героя Советского Союза З. М. Туснолобовой-Марченко |
Допризывная подготовка |
Защита Отечества |
Мемориальный комплекс «Прорыв» (Ушачский район, д. Паперино) |
|
История Беларуси |
Уроки «Наш край» |
Государственное природоохранное учреждение «Березинский биосферный заповедник» |
|
БССР в годы Второй мировой и Великой Отечественной войн |
(По выбору) Мемориальный комплекс «Урочище Борок» Парк Победы (Глубокский район)
Мемориальный комплекс «Бессмертие» (Городокский район)
Мемориальные комплексы «Проклятие фашизму», «Ходоровка» (Докшицкий район)
Мемориальный комплекс «Рыленки» (Дубровенский район)
Мемориальный комплекс «За нашу Советскую Родину!» Братская могила и памятник К.С. Заслонову (Оршанский район) Мемориальные комплексы «Боль», «Куповать» (Сенненский район)
Мемориальный комплекс в честь советских воинов-освободителей, партизан и подпольщиков Витебщины (г. Витебск) |
Гомельская область
Класс |
Учебный предмет |
Раздел (тема) |
Экскурсионный объект, туристический маршрут |
|
X |
История Беларуси
|
Становление и развитие государственности на территории Беларуси |
Туровский краеведческий музей
Памятник Кирилле Туровскому (Житковичский район, г. Туров) |
|
Первобытное общество на белорусских землях: становление и развитие |
Государственное учреждение культуры «Калинковичский краеведческйи музей»
Стоянка первобытного человека в Юровичах (Калинковичский район) |
|||
Социально-экономические развитие белорусских земель |
Гомельский дворцово-парковый ансамбль, включающий: Городище древнего и средневекового Гомеля X–XVIII вв. Дворец Румянцевых и Паскевичей XVIII–XIX вв. Парк XIX в. Петропавловский собор XIX в. Зимний сад с башней обозрения–бывший сахарный завод XIX в. Комплекс хозяйственных построек XIX в. (г. Гомель) |
|
||
|
Культура Беларуси |
(По выбору) Государственное учреждение культуры «Ветковский музей старообрядчества и белорусских традиций им. Ф.Г. Шклярова»; Филиал Ветковского музея в г. Гомеле Государственное учреждение культуры «Мозырский объединенный краеведческий музей»:Музей народной культуры Мозырщины «Палеская веда»; Музей-мастерская Н.Н. Пушкаря |
|
|
Допризывная подготовка |
Защита Отечества |
Музей битвы за Днепр (г.п. Лоев) |
|
|
XI |
Беларуская літаратура |
Ваенная тэма ў творчасці беларускіх паэтаў і пісьменнікаў (В.Быкаў «Знак бяды») |
(По выбору) Мемориальный комплекс детям-жертвам фашизма (Жлобинский район, д. Красный Берег)
Мемориальный комплекс «Ола» (Светлогорский район) |
|
История Беларуси |
Беларусь в годы Второй мировой и Великой Отечественной войн |
Мемориал «Операция «Багратион» (Светлогорский район) |
|
|
Социально-экономическое развитие Беларуси. Наш край |
Государственное учреждение культуры «Мозырский объединенный краеведческий музей»: Исторический центр «Мозырский замок» |
|||
Допризывная подготовка |
Защита Отечества |
(По выбору) «Берег героев»
Учреждение «Гомельский областной музей военной славы»
«Музей криминалистики» при Гомельском областном музее военной славы |
||
|
Гродненская область
Класс |
Учебный предмет |
Раздел (тема) |
Экскурсионный объект, туристический маршрут |
|
X |
История Беларуси (с древнейших времен до конца ХVІІІ в.) |
Становление и развитие государственности на территории Беларуси.
|
(По выбору) Учреждение культуры «Гродненский государственный историко-археологический музей»
Учреждение культуры «Новогрудский историко-краеведческий музей»
Кревский замок (Сморгонский район)
Старый замок ХІ–ХІХ вв. (г. Гродно) Новый замок ХVІІІ в. (г. Гродно)
Любчанский замок (Новогрудский район)
Лидский замок (ф-л Лидского историко-художественного музея) |
|
|
||||
Религиозное положение на белорусских землях
|
Учреждение культуры «Гродненский государственный музей истории религии»
Гродно многоконфессиональный (Свято-Борисо-Глебская Коложская церковь, Кафедральный собор Святого Франциска Ксаверия, Костел Обретения Святого Креста, Большая Хоральная синагога, Свято-Покровский кафедральный собор, Лютеранская церковь святого Иоанна)
Лавришевский монастырь (Новогрудский район)
Свято-Успенский Жировичский ставропигиальный мужской монастырь (Слонимский район)
Кафедральный костел Святого Франциска Ксаверия и коллегиум иезуитов (г. Гродно) |
|
||
Культура Беларуси |
(По выбору) Замковый комплекс «Мир» (Кореличский район)
Новогрудский замок (г. Новогрудок)
Гольшанский замок (Ошмянский район) |
|
||
География
|
География мирового хозяйства |
Информационный центр «Белорусская АЭС» – г. Островец |
|
|
XI |
История Беларуси (ХІХ–начало ХХІ в.) |
Формирование белорусской нации. Конфессиональная положение и духовная жизнь в Беларуси |
Ивьевский музей национальных культур |
|
Геополитическое развитие Беларуси |
(По выбору) Экскурсионный маршрут «Дорогами войны» (в каждом регионе может быть свой маршрут)
Музей-землянка в д. Зачепичи (Щучинский район)
Музей «Дети лихолетья» (г. п. Новоельяня Дятловский район)
Партизанский лагерь в агротуристическом комплексе «Коробчицы» (Гродненский район) |
|||
Культура Беларуси |
(По выбору) Костел Святой Троицы в д. Гервяты (Островецкий район)
Усадьба Огинского в Залесье (Сморгонский район) |
|
||
|
Всемирная история (ХІХ – начало ХХІ в.) |
Мир в ХІХ – начале ХХ в. |
Учреждение культуры «Военно-исторический музей имени П.И. Багратиона» (г. Волковыск) |
Минская область
Класс |
Учебный предмет |
Раздел (тема) |
Экскурсионный объект, туристический маршрут |
X |
История Беларуси
|
Становление и развитие государственности на территории Беларуси |
Государственное учреждение «Историко-культурный музей-заповедник «Заславль»: Музейно-выставочный комплекс Этнографический комплекс «Млын і кузня» Городище «Замэчак» Городище «Вал» и Кальвинский сбор Рыночная площадь Костел Рождества Наисветейшей Девы Марии (Минский район) |
Становление и развитие государственности на территории Беларуси
Культура Беларуси |
Государственное учреждение «Национальный историко-культурный музей-заповедник «Несвиж»: Дворцово-парковый ансамбль XVI–XIX вв. Несвижская ратуша Фарный костел (Костел Божьего Тела) Слуцкая брама (ворота) Памятник С. Будному (г. Несвиж) |
||
Этнические процессы на белорусских землях |
(По выбору) Белорусский государственный музей народной архитектуры и быта (д. Озерцо, Минский район)
Музейный комплекс старинных народных ремесел и технологий «Дудутки» (Пуховичский район) |
||
Допризывная подготовка |
Защита Отечества |
(По выбору) Музей Первой мировой войны (д. Забродье, Вилейский район)
Военно-исторический комплекс «Партизанский лагерь» центра экологического туризма «Станьково»
Филиал Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны военно-исторический комплекс «Старая граница» (Дзержинский район) |
|
Беларуская літаратура |
Янка Купала. Драма «Раскіданае гняздо» |
Филиалы государственного литературного музея Янки Купалы (по выбору): «Вязынка», «Яхімоўшчына» (Молодечненский район), «Акопы» (Логойский район) |
|
XI |
Беларуская літаратура |
Ваенная тэма ў творчасці беларускіх паэтаў і пісьменнікаў (В.Быкаў «Знак бяды») |
Мемориальный комплекс «Хатынь» (Логойский район)
Мемориальный комплекс «Курган Славы» (Смолевичский район) |
Допризывная подготовка |
Защита Отечества |
(По выбору) Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» (Минский район)
Мемориальный комплекс «Тростенец» (Минский район)
Мемориальный комплекс «Масюковщина» (г. Минск)
Мемориальный комплекс «Шталаг-342» (г. Молодечно) |
|
История Беларуси |
Социально-экономическое развитие Беларуси |
ОАО «БЕЛАЗ» (г. Жодино)
СЗАО «Белджи» (г. Борисов) |
|
Уроки «Наш край» |
Парк-музей интерактивной истории «Сула» (д. Сула, Столбцовский район) |
Могилевская область
Класс |
Учебный предмет |
Раздел (тема) |
Экскурсионный объект, туристический маршрут |
X |
Допризывная подготовка |
Защита Отечества |
(По выбору) Мемориальный комплекс советско-польского боевого содружества (пос. Ленино, Горецкий район)
«По местам боев 121-го партизанского отряда» (Белыничский район)
Мемориал воинской славы «Лудчицкая высота» (Быховский район) |
История Беларуси
|
Уроки «Наш край» |
Учреждение культуры «Музей истории Могилева» (г. Могилев)
Могилевская ратуша |
|
Культура Беларуси |
(По выбору) Шкловская ратуша. Историко-краеведческий музей (г. Шклов)
Государственное учреждение культуры «Исторический музей г. Кричева» (памятник архитектуры конца XVIII в. дворец Потемкина)
Свято-Пустынский Успенский мужской монастырь (д. Пустынки, Мстиславский район) |
||
Беларуская літаратура |
Беларуская літаратура перыяду вялікай Айчыннай вайны |
(По выбору)
Мемориальный комплекс «Памяти сожженных деревень Могилевской области» (д. Борки, Кировский район)
Мемориал «Усакино» (Кличевский район)
Мемориальный комплекс в д. Сычково (Бобруйский район) |
|
XI |
Допризывная подготовка
|
Защита Отечества |
(По выбору) Учреждение культуры «Бобруйский краеведческий музей». Бобруйская крепость
Мемориальный комплекс в д. Лесной (Славгородский район)
«Огненные деревни Осиповичского района» (д. Гродзянка) |
История Беларуси
|
Беларусь в годы Второй мировой и Великой Отечественной войн |
Мемориальный комплекс «Буйничское поле» (Могилевский район) |
|
История Беларуси
|
Культура Беларуси |
(По выбору) Музей В.К. Белыницкого-Бирули (г. Могилев)
Учреждение культуры «Могилевский областной художественный музей имени П.В. Масленникова» (г. Могилев)
Дворцово-парковый ансамбль в д. Жиличи (Кировский район).
Свято – Троицкий собор (г. Хотимск) |
|
|
Уроки «Наш край» |
Экскурсионный маршрут «Малая Родина» |
г. Минск
Класс |
Учебный предмет |
Раздел (тема) |
Экскурсионный объект, туристический маршрут |
X |
История Беларуси
|
Первобытное общество на белорусских землях: становление и развитие. Становление и развитие государственности на территории Беларуси |
(По выбору) Национальный исторический музей республики Беларусь
Музей современной белорусской государственности |
Допризывная подготовка |
Защита Отечества |
Экскурсия «Минск – город герой» |
|
Беларуская літаратура |
Літаратура эпохі Адраджэння |
Государственное учреждение «Национальная библиотека Беларуси» Музей редкой книги
Музей истории белорусской литературы |
|
Творчасць Я. Коласа |
Литературно-мемориальный музей Якуба Коласа |
||
Творчасць Я. Купалы |
Литературный музей Янки Купалы |
||
XI |
Беларуская літаратура |
Ваенная тэма ў творчасці беларускіх паэтаў і пісьменнікаў (В. Быкаў «Знак бяды») |
(По выбору) Учреждение «Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны» (г. Минск)
Мемориальный комплекс «Тростенец»
|
История Беларуси |
Беларусь в годы Второй мировой и Великой Отечественной войн |
||
Допризывная подготовка |
Защита Отечества |
Музей военной истории
|
|
История Беларуси |
Культура Беларуси |
Национальный художественный музей Республики Беларусь |
|
История Беларуси
|
Социально-экономическое развитие Беларуси |
(По выбору) ОАО «Минский тракторный завод»
Музей истории Трудовой Славы «Минский автомобильный завод» |
*Перечень туристических объектов может быть скорректирован по территориальному принципу.
Методические рекомендации по использованию
Дневника путешественника
Важным дополнением активизации и упорядочения туристско-экскурсионной работы cобучающимися учреждений образования Республики Беларусь является внедрение в образовательный процесс Дневника путешественника (далее – Дневник).
Дневник путешественника – это своеобразный документ для фиксирования посещений экскурсионных объектов Беларуси, который на протяжении обучения будет помогать обучающимся изучать свою родину.
В основу Дневника заложен разработанный Министерством образования Республики Беларусь перечень экскурсионных объектов и туристических маршрутов, рекомендуемых для посещения каждым обучающимся.
Дневник предназначен для обучающихся 1-4 классов и 5-11 классов учреждений общего среднего образования.
Обучающиеся индивидуально (в сопровождении законных представителей несовершеннолетнего) или в составе экскурсионных групп участвуют в экскурсиях/походах, фиксируют в Дневнике посещенные объекты историко-культурного и природного наследия нашей страны.
В Дневнике, предназначенном для обучающихся 5-11 классов учреждений общего среднего образования, фиксирование осуществляется на протяжении всего периода обучения и по мере участия обучающихся в экскурсиях/походах.
Дневник, предназначенный для обучающихся 1-4 классов, может использоваться на протяжении всего периода начального образования или использоваться на протяжении учебного года, в зависимости от активности участия обучающихся в экскурсиях/походах.
Дневник ведется одним обучающимся, передача заполнения другому лицу запрещается.
Макеты Дневника находятся на сайте Учреждения образования «Республиканский центр экологии и краеведения» https://rcek.by/ Туристско-экскурсионная работа.
Содержательное наполнение, эстетический вид Дневника зависит от правильного заполнения граф таблиц, выполнения всех его заданий, ведения заметок и др.
Все записи Дневника должны вестись четко, аккуратно, шариковой ручкой с синим стержнем, текст должен быть разборчивым, без орфографических и пунктуационных ошибок.
Обучающимся 1-4 классов необходимо на титульной странице указать фамилию, имя, класс, год заполнения.
В графах предложенных таблиц следует разместить следующую информацию:
«Дата посещения» – указать дату посещения объекта(ов);
«Маршрут экскурсии/похода» – указать посещенные населенные пункты и в скобках объект, который посетили в данном населенном пункте;
«Количество объектов» – обозначается численное количество посещенных объектов (обращаем внимание, что при посещении комплекса достопримечательностей, указывается один объект, например, Национальный историко-культурный музей-заповедник «Несвиж»);
«Отметка о посещении» – в данной графе ставится штамп на территории посещаемого объекта (при возможности), населенного пункта или подпись классного руководителя на основании документального свидетельства, предоставляемого обучающимися.
«Для заметок» – обучающиеся записывают впечатления об экскурсии/походе, интересные факты, наблюдения, несущие дополнительную информацию об экскурсии/походе, маршруте и др. Также «в заметках» указываются ссылки на фотографии.
В конце Дневника обучающийся подсчитывает самостоятельно или при помощи законных представителей несовершеннолетнего, классного руководителя количество маршрутов и объектов, посещенных за год. После подсчета маршрутов и объектов, а также проверки Дневника, классный руководитель ставит подпись.
Обучающимся 5-11 классов необходимо на титульной странице указать наименование учреждения образования, приклеить свою фотографию, указать фамилию, имя, класс. Далее – ознакомиться с внутренним содержанием Дневника: информацией об областях и г. Минске, памятниках ЮНЕСКО в Беларуси и др.
В графах предложенных таблиц следует разместить следующую информацию:
«Дата посещения» – указать дату посещения объекта(ов);
«Отметка о посещении» – в данной графе ставится штамп на территории посещаемого объекта (при возможности), населенного пункта или подпись классного руководителя на основании документального свидетельства, предоставляемого учащимися.
«Для заметок/Мои впечатления» – обучающиеся записывают впечатления об экскурсии/походе, интересные факты, наблюдения, несущие дополнительную информацию об экскурсии/походе, маршруте, делают пометки и комментарии и др. Также «в заметках» указываются ссылки на фотографии.
По мере посещения объектов в конце Дневника на разворотах «Моя Беларусь», «Моя столица» обучающиеся выполняют задания: отмечают и подписывают посещенные обьекты на карте.
Перед тем, как приступить к работе с картой (нанесение посещенных объектов и надписей), необходимо продумать ее до конца: рассчитать, где написать название, сделать значок объекта; при заполнении карты не запрещается пользоваться цветными карандашами и др.
В макетах Дневника для всех ступеней образования имеются таблицы «Дополнительные маршруты», «Дополнительные экскурсии/походы». Данные таблицы заполняются в случае, если по каким-либо причинам экскурсии/походы не вошли в основные таблицы для заполнения.
Если обучающимся не предоставляется возможности поставить штамп в графу «Отметка о посещении», то на основании подтверждающих документов (входной билет, отография на фоне достопримечательности и др.) классный руководитель может поставить подпись в графе. Также, если на экскурсии присутствует весь класс и одному из обучающихся класса поставили данную отметку, классный руководитель имеет право всем остальным обучающимся на основании данной отметки поставить подпись в графе. Отметкой о прохождении маршрута похода может быть печать учреждения образования.
В ходе посещения объектов обучающиеся делают фотографии на фоне объектов, что является подтверждением посещения экскурсии/похода.
Фотографии должны иметь описание: дата, название объекта, местность. В «заметках» обязательно делаются ссылки на фотографии.
Обращаем внимание, что в целях активизации туристско-экскурсионной работы с обучающимися, поощрения участников экскурсий/походов и на основании Дневника путешественника проводится республиканский конкурс «Нататкі юнага вандроўніка» (далее – конкурс). С условиями конкурса можно ознакомиться на сайте Учреждения образования «Республиканский центр экологии и краеведения» https://rcek.by Краеведение. В рамках данного конкурса будут определены победители и призеры в каждой номинации («Гісторыя адной вандроўкі», «Замалёўка вандроўцы») и возрастной категории по сумме баллов оценки Дневника и творческой работы. Победители и призеры конкурса награждаются дипломами Министерства образования Республики Беларусь и сертификатами на экскурсионно-образовательную программу «Минск – столица Беларуси».
Рекомендуем учреждениям образования по итогам года выявлять наиболее активных участников экскурсий/походов на основании Дневника путешественника соответствие с показателями.
Показатели оценки Дневника путешественника:
- полнота заполнения таблиц (по экскурсиям/походам, которые совершили обучающиеся);
- выполненные задания (для учащихся 5-11 классов, размещенные в конце Дневника);
- отметки о посещении экскурсионных объектов;
- ссылки на фотографии;
- заметки, сделанные во время экскурсий/походов (разворот Дневника «Для заметок/мои впечатления»).
Телефоны для справок: 8 017 237 29 82, 237 25 76.
Отдел туристско-экскурсионной работы