Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию Полоцкого райисполкома
Государственное учреждение образования "Вороничская средняя школа Полоцкого района"
Уважаемые родители!
В выходной день вы можете отправиться в увлекательное путешествие по нашему знаменитому городу Полоцку.
Собор Софии Премудрости Божией
Адрес: ул. Замковая 1
Время работы в выходные дни: суббота, воскресение 10.00- 18.00
Софийский собор был возведен в 1060 году и стал первой каменной постройкой в стране. Однако первоначальное византийское здание не дошло до нашего времени. Во второй половине XVIII века внешний вид и внутренняя планировка были значительно изменены архитектором Иоганном Глаубицем, который наделил сооружение чертами виленского барокко. Именно таким он и предстает перед нами сегодня: величественным и изящным. По обе стороны от основного здания возвышаются многоярусные колокольни, увенчанные куполами изумрудного цвета.
Музей средневекового рыцарства
Адрес: ул. Энгельса, 3.
Время работы в выходные дни: суббота, воскресенье 10.00-17.00
Музей средневекового рыцарства не отличается величиной, но способен удивить посетителей впечатляющей экспозицией. В трех выставочных залах представлены: рыцарские доспехи, оружие (луки, копья, мечи, щиты), предметы средневекового быта.
Памятный знак «Полоцк — географический центр Европы»
Адрес: проспект Франциска Скорины
В 2008 году белорусскими учеными-геодезистами был высчитан географический центр Европы. Выявленные координаты — 55о30′ северной широты и 28о48′ восточной долготы — показали, что он находится на территории Полоцка. В честь этого события на проспекте Франциска Скорины появился памятный знак, изображающий карту Европы. Над ней поднимается полусфера, в центре которой установлен золотой кораблик — символ Полоцка. У подножия композиции можно заметить четыре стрелки — компас, указывающий стороны света.
Самые интересные музеи в Полоцке, которые вы можете посетить вместе с ребёнком.
Музеи — гордость и достояние Полоцка. Они хранят свидетельства минувших столетий и отображают культурные особенности и ценности города.
Краеведческий музей
Адрес: улица Нижне- Покровская, 11
Время работы в выходные дни: суббота, воскресенье 10.00-17.00
Старейший музей Полоцка был основан в 1926 году. Его первоначальная экспозиция располагалась в закрытом и переоборудованном Софийском соборе, а позже переехала в здание бывшей Лютеранской кирхи — краснокирпичное сооружение в неоготическом стиле, возведенное во второй половине XVIII столетия. Его легко узнать по остроконечным башням и высокому шпилю. Великая Отечественная война нанесла серьезный ущерб музейной коллекции: древние рукописи, ценная библиотека и коллекция оружия были уничтожены. Современная экспозиция создана на основе уцелевших экспонатов. Она насчитывает более двух тысяч единиц хранения. Сегодня существует несколько постоянных выставок:
«Археология» — археологическая экспозиция, где представлены артефакты эпохи неолита – орудия труда и защиты, керамика, амулеты из костей животных, каменные статуэтки.
«История Отечественной войны 1812 года». Здесь собраны реликвии упомянутой в названии войны – подлинная форма, образцы оружия, знамена.
«Уголок белорусской избы XIX-XX вв.». Выставка посвящена этнографии и иллюстрирует быт белорусских крестьян.
В архивах музея также хранятся фотографии, исторические бумаги, старинные монеты и редкие книжные издания.
Природно-экологический музей
Адрес: ул. Франциска Скорины, 21
Время работы в выходные дни: суббота, воскресенье 10.00-17.00
Музей основали в сентябре 2005 года. Он разместился в помещении упраздненной водонапорной башни. В советское время 32-метровое сооружение обеспечивало город водой, теперь же служит хранилищем для тысячи экспонатов природного характера. Музей состоит из четырех уровней, коммуникация которых осуществляется с помощью остекленной лестницы, символизирующей Дерево жизни:
Первый уровень носит название «Беларусь — наш дом». Он посвящен биологическому разнообразию и неповторимости природы страны.
На втором уровне — «Приданное цивилизации» — экскурсантам предстоит познакомиться с проблематикой экологических загрязнений в современных городах, в том числе Полоцке.
Третий уровень называется «Охранные территории». Здесь рассказ пойдет о заповедных зонах, вымирающих видах и сохранении памятников природы.
Четвертый уровень — это конференц-зал, где проводятся лекции и кинопоказы. Здесь же расположена смотровая площадка, откуда открывается впечатляющий вид на панораму города.
Музей белорусского книгопечатания
Адрес: ул. Нижне-Покровская, 22
Время работы в выходные дни: суббота, воскресенье 10.00-17.00
Музей расположился в здании бывшей монастырской школы, относившейся к Богоявленской православной обители. Белокаменное строение XVIII столетия охраняется как памятник истории и архитектуры. Музей начал функционировать осенью 1990 года. Его открытие было приурочено к празднованию 500-летия со дня рождения белорусского первопечатника XVI века Франциска Скорины.
Детский музей
Адрес: Нижне-Покровская, 46.
Время работы в выходные дни: суббота, воскресенье 10.00-17.00
Детский музей находится в маленьком домике, стоящем посреди цветочного сада. У входа гостей встречают бронзовые фигуры: «Девочка с часами» и «Мальчишка-школьник». Экспозиция поделена на несколько залов:
«Зал изобретений» знакомит маленьких экскурсантов с такими приборами, как фотоаппарат, весы, самовар, звонок. Детям разрешается брать предметы в руки, нажимать на кнопки и рассматривать, как угодно. Цель интерактивной экскурсии — помочь ребятам постичь суть профессии изобретателя. На стенах зала развешаны портреты знаменитых ученых, чтобы дети могли увидеть лица гениев инженерии.
«Детская комната». Здесь царит комфортная и даже игровая атмосфера. По всюду разложены детские книжки и игрушки. В этом зале организуются познавательные викторины, развивающие игры и увлекательные квесты.
«Коллекции маленьких полочан». Выставка создавалась усилиями детского населения города. В витринах представлены значки, марки и игрушки, которые пожертвовали музею юные жители Полоцка. Коллекция постоянно пополняется, и каждый желающий может внести свой вклад.
Музей ткачества Поозёрья
Адрес: ул. Толстого, 1
Время работы в выходные дни: суббота, воскресенье 10.00-17.00
Музей ткачества – это особенное место, где можно ближе познакомиться с традициями и культурой региона. Комплекс впервые открыл свои двери в декабре 1998 года. Его главная цель – сохранить историю, память о древнем, народном декоративно-прикладном искусстве – ткачестве. Коллекция музея состоит из более 2800 различных предметов, все они являлись неотъемлемой частью жизни наших предков. Для удобства посетителей экспонаты размещены на трех этажах, здесь можно увидеть предметы домашнего обихода, постельные принадлежности, одежду, а также оригинальные украшения.
Музей боевой славы
Адрес: ул. Туснолобовой- Марченко, 1
Время работы в выходные дни: суббота, воскресенье 10.00-17.00
Музей боевой славы хранит память об истории Полоцка и судьбах полочан в Великой Отечественной войне: о героической обороне Полоцка, о жизни и борьбе в оккупации, об освобождении города в 1944 году, о полочанах- участниках великих сражений.
Курган Бессмертия
Адрес: ул. Курган Бессмертия, 1
Насыпной курган был возведен в 1966 г. в память о полочанах, погибших в сражениях ВОВ. Особенность 10-метровой насыпи заключается в том, что в ее состав входит земля с мест крупных битв и массовых захоронений, а также пепел сожженных немцами деревень.
Выставка военной техники на Кургане Бессмертия
В экспозиции представлено 17 единиц военной техники. Рядом с каждым выставочным образцом установлен планшет, где содержится пояснительная информация.
Памятник освободителям Полоцка
Адрес: пл. Свободы
Мемориал находится на площади Свободы. Он представляет собой сложенную из тесаных камней стену с бронзовым горельефом трех советских солдат, держащих знамя. Памятник посвящен красноармейцам Первого Прибалтийского фронта — героям, освободившим Полоцк от немецких оккупантов 4 июля 1944 года. Перед мемориалом разбита небольшая площадка, на которой установлен Вечный Огонь.
Культовые объекты и полоцкие храмы
Религиозные учреждения и святыни Полоцка происходят из древних эпох, принадлежат разным архитектурным стилям, но имеют общую духовно просветительскую цель.
Спасо - Евфросиниевский монастырь
Адрес: ул. Евфросинии Полоцкой, 89
Женская обитель эта является самым древним и масштабным православным центром во всей Беларуси. Монастырь был основан в 1125 году по инициативе княгини Евфросинии Полоцкой. Главной реликвией монастыря долгое время считался Крест Евфросинии Полоцкой — драгоценное напрестольное распятие с частицами Гроба и Креста Господня. После закрытия обители в 1921 году реликвия была перевезена в Минск и утеряна в 1941 году во время немецкой оккупации. Крест не найден по сию пору, но в конце 1990-х гг. брестский ювелир Николай Кузьмич изготовил совершенную копию драгоценности.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы
Адрес: просп. Франциска Скорины, 42
Первоначальный деревянный храм был возведен в 1781 году в качестве кладбищенской церкви, но позже приобрел статус приходского собора. В 1838 году Полоцкая епархия приняла решение снести обветшавшую церковь и построить на его месте новую — белокаменную. Церковь служила прихожанам до 1930 года, когда советская власть запретила религиозную деятельность. Здание оставалось заброшенным 14 лет, а после освобождения Полоцка от оккупантов в 1944 году в нем развернулась шоколадная фабрика. В 1960-х гг. на производстве произошел сильный пожар, уничтоживший здание. Оно было восстановлено в 1991 г., но уже не как фабрика — строению возвратили его храмовый статус. Покровская церковь была реконструирована и повторно освящена в 2004 году.
МАРШРУТ ВЫХОДНОГО ДНЯ
«Времена года в парке отдыха Усадьба пана Лисовского»
аг.Близница
Уважаемые родители! Приятно, когда совместный отдых с детьми доставляет удовольствие и их родителям. Ребята ценят внимание взрослых, и предвкушение воскресного похода на прогулку способно примирить любого капризулю с соблюдением правил и требованиями послушания на целую неделю. Ребенок получит особенно большое удовольствие, если увидит, что родители тоже радуются совместной прогулке, искренне разделяют его интересы и не торопятся домой к своим скучным взрослым делам. Предлагаем Вам в один из тёплых выходных дней отправиться вместе с детьми на прогулку в парк, где всегда найдется что-нибудь интересное, увлекательное. Такие прогулки полезны для здоровья и для укрепления семьи.
Содержание маршрута:
По пути следования в парк загадайте загадку:
Есть в нашем поселке
"Островок чудес".
Там карусели до небес!
Можно там играть,резвиться,
Отдыхать и веселиться!
(Парк)
Парк— это отличное место для активного и веселого времяпрепровождения всей семьей. Здесь найдется множество возможностей забыть о суматохе будней и вернуться к своим истокам – природе. Время на прогулке в парке обязательно нужно использовать для того, чтобы развить в ребенке наблюдательность и внимание.
Парк – это отличное место, где можно действительно «дышать полной грудью», насыщаться кислородом. Здесь можно побродить по аллеям, уделить внимание простому человеческому общению с малышом, поиграть в активные подвижные игры, окунувшись в детство.
Так же в парке у детей есть отличная возможность почувствовать себя маленькими художниками, а холстом служат асфальтированные дорожки. Такое занятие очень полезно – происходит укрепление связей между полушариями головного мозга.
Очень интересно будет сделать «копилку воспоминаний». Для этого всего лишь нужно воспользоваться фотоаппаратом и запечатлеть все, что заинтересовало вокруг, потом, дома, можно будет вместе с малышом сделать коллаж из фотографий, например, «зимний парк» или «один счастливый день» и т.п.
Расскажите ребенку о сезонных климатических изменениях. Пронаблюдайте с ребенком за сезонными изменениями в природе. Рассмотрите листья на деревьях. Объясните ребенку, что сквер дает чистый и свежий воздух, спасает летом от зноя, зимой – это отличное место для отдыха. Расскажите ему, что деревья очищают воздух от пыли и выделяют кислород. Одно дерево за сутки выделяет столько кислорода, сколько необходимо для дыхания трех человек. Вдохните поглубже воздух. Чем пахнет воздух? Уточните, знает ли ваш ребенок о связи явлений живой и неживой природы. Деревья оказывают помощь не только людям, но и птицам? Как ты думаешь, какую?
Очень увлекательно наблюдать за облаками. Как быстро или медленно они плывут, на что они похожи и что они с собой несут? Вот лишь маленькая толика, о чем можно поговорить с ребенком, наблюдая за облаками.
Учимся слушать. В природе обитает множество жителей, которых мы часто не замечаем. А ведь наблюдения за ними очень привлекательны для ребенка. Уметь слушать тишину природы — это тоже искусство. Она совсем другая, чем в городе. Попробуйте вместе прислушаться к окружающему и угадать, кто или что издает разнообразные звуки. Попытайтесь выяснить, где сидит дятел, который громко долбит сосну, послушайте, как стрекочет кузнечик в траве, кукует кукушка, о чем поют птицы, одинаково ли шелестят листьями береза и дуб. Кто шуршит в траве? Забавные звуки можно услышать, приложив ухо к старому, пустому внутри дереву, постучав о его ствол. Прислушайтесь внимательно ко всему, что вас окружает на прогулке, и вы откроете для себя и для своего ребенка новый мир звуков.
Учимся видеть. Смотреть на природу и видеть ее — это не одно и то же. Наблюдая, ребенок превращается в исследователя, развиваются его органы чувств, мышление, он пытается понять окружающий мир и делает массу открытий, которые так необходимы в этом возрасте. Поддержите его в этом! Возьмите с собой на отдых лупу, бинокль. Рассматривание муравьев или листиков через увеличительное стекло приводит ребенка в восторг, да и взрослого не оставляет равнодушным. Бинокль же поможет разглядеть птицу, верхушку дерева, гнездо - объектов найдется достаточно. Постарайтесь научить ребенка видеть красоту окружающего мира: и отдельного цветка, и бабочки, и солнечного заката или восхода. Обращайте внимание ребят на то, как природа богата красками и их оттенками, как многообразен окружающий мир: в нем есть место не только людям, но и бабочкам, стрекозам, деревьям и цветам, белочке и ежику, дождевому червяку и кроту. Почаще говорите: "Посмотри, как красиво!" или "Посмотри, как интересно!"
Учимся чувствовать. Но, общаясь с природой, не стоит ограничиваться лишь этими выражениями. Воспринимать природу можно и нужно не только глазами: предложите ребенку определить, чем отличаются деревья или кустарники по запаху, на вкус, на ощупь. Или подведите к нескольким деревьям - пусть определит "свое". Чувствовать природу тоже надо уметь. Природа полна тайн и чудес, именно так и воспринимает ее маленький ребенок, если находит поддержку у взрослых. Скажите, что сегодня он увидит и услышит совсем другой мир, другие краски, другие звуки, откроет секреты природы. Попробуйте определить вместе с ним "настроение" леса (дерева): какое оно сегодня - грустное или веселое?
Коллекционируем. Даже взрослый человек по натуре - собиратель, не говоря уже о детях! Любой ребенок во время прогулок собирает и периодически приносит в дом совершенно бесполезные (на взгляд взрослого) вещи: грязные камни, кусочки коры, ветки, шишки. При этом он с восторгом показывает все свое богатство папе или маме, взахлеб рассказывая, где и что он обнаружил. Как правило, не дослушав сына или дочь до конца, мы строго говорим: выбрось всю эту гадость, помой руки и лучше займись делом (почитай книгу, пообедай, - вариантов множество). Для того, чтобы найти что-нибудь интересное, надо быть наблюдательным, внимательно изучить окружающий мир, уметь сравнивать найденные предметы, отбирая их по определенному признаку. Нужно увидеть необычное в обычном. И мы должны поддерживать это замечательное детское качество. Прекрасный объект для коллекционирования - природный материал: шишки, камни, ракушки, семена растений и, конечно, листья. Желая пополнить свою коллекцию, ваш отпрыск будет стремиться на прогулку. К тому же от вас лично эта коллекция не потребует финансовых затрат, понадобятся только ваше время и участие. Формирование коллекции, рассматривание ее объектов — это прекрасный повод для сотрудничества, общения, разговоров (а значит, и развития речи). Кроме того, ребенку всегда хочется узнать, как называется то, что он нашел. Не спешите с ответом, дайте возможность сыну или дочери самостоятельно (или с вашей помощью) определить название камня, растения по красочной энциклопедии.
По возвращении домой:
поинтересуйтесь у ребенка, что ему понравилось в парке, хочет ли он прогуляться еще.
сделайте вместе с ребенком поделку из собранного в парке природного материала
предложите попробовать сыграть в игру в городки, которая повышает способность к концентрации, сосредоточению, укрепляет нервную систему ребенка. В игре ребенку можно делать то, что в реальности прогулки запрещено: играть с палкой, бросать ее, бегать, кричать, что является сильной психоэмоциональной разгрузкой. Игра в городки учит внутренней дисциплине, развивает упорство, способность своевременно принимать верные решения.
Материалы в помощь родителям для организации взаимодействия с ребенком во время прогулки:
Загадайте загадки о животном мире:
Услышим звук издалека,
Трещит на ветке одиноко,
У птицы белые бока,
Воровка шустрая …
(сорока).
Воркует тихо он на крыше
Его практически не слышно
Зимой на юг не улетает
Его любой прохожий знает (голубь)
Птица - гадалка
В лесу живет
Звонко кукует
Ответ дает (кукушка)
Он могучий и огромный,
А в его зеленой кроне
Сотни крепкихжелудят
В шляпках крошечных висят.
И ответ слетает с губ –
Великан зовётся – …
(Дуб)
В белом сарафане
Стала на поляне.
Летели синицы,
Сели на косицы.(Береза)
Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила,
А о чем она грустит,
Никому не говорит.
(Ива)
Придя в парк, повторите с детьми правила поведения в природе:
пользуйтесь существующими дорожками!
не повреждайте кору деревьев!
не рвите цветы и дикорастущие растения!
не ловите насекомых и пресмыкающихся!
не уносите из леса детенышей животных и птенцов!
не оставляйте после себя мусор!
Поиграйте в игры:
«Сколько птиц на дереве"
Предложите посчитать птиц на дереве, сравнить их количество на других деревьях. Сделать вывод: больше, меньше (на сколько) или птичек поровну.
«Найди дерево по описанию».
Родитель описывает знакомые ребенку деревья, ребенок должен найти то дерево, о котором рассказал родитель. Для создания интереса можно около описываемого дерева спрятать приз.
Чтение отрывка:
Этот листик – с ивы,
Этот листик – с липы,
Этот ветка – с туи.
Надо нам их знать, чтобы различать.
Задайте ребенку вопросы: растут ли такие деревья на нашем участке возле дома? Как их можно узнать? (Узнать их можно по листьям: у ивы они узкие, длинные, у липы – сердечком). Сколько красивых зеленых листьев на их ветвях! Рвать их нельзя, они живые.
Игра «Мое облако».
Ребенок садится на скамейку, рассматривает небо и плывущие облака. Вы предлагаете пофантазировать и рассказать, на что похожи облака, куда они могут плыть.
Прочитайте или заучите произведение Ф. Тютчева. «В небе тают облака...» (в сокращении).
В небе тают облака,
И, лучистая на зное,
В искрах катится река,
Словно зеркало стальное...
Час от часу жар сильней,
Тень ушла к немым дубровам,
И с белеющих полей
Веет запахом медовым.
Игра «Найди ниточке пару»
Ограничьте территорию для задания и развесьте на деревьях и травинках ниточки разных цветов. Ребенку привяжите на ручку нитку одного цвета. Пусть найдет своей ниточке пару. Эта игра очень развивает внимательность и наблюдательность.
Игра «Яблочки от яблони»
Соберите с земли листики с разных деревьев и дайте ребенку один из них. Пусть он найдет родное дерево этого листика в парке. Не забудьте, похвалить ребенка, когда он справится с заданием и рассказать ему о найденном дереве.